Найти тему
История нашего мира 2.0

У меня прав больше

XIV – XII вв. до н.э.

Месопотамия-Хатамти (библ.: Элам)

Когда Куригалзу I, царь государства Кар-Дуниаш (= «Черная Земля»), расположенного в Междуречье рек Тигр и Евфрат, выдавал свою дочь замуж за Пахиришшана, наследника трона и сына нового царя Аншана Игехалки, основателя новой династии, ему и в голову не могло прийти, чем этот брак может обернуться для его потомков и их подданных.

Бусина из агата. Надпись указывает на то, что это обетное подношение, посвященное богине Нинлиль, жене бога Энлиля, царём Вавилона по имени Куригальзу (I или II)
Бусина из агата. Надпись указывает на то, что это обетное подношение, посвященное богине Нинлиль, жене бога Энлиля, царём Вавилона по имени Куригальзу (I или II)

200 лет спустя, во второй четверти XII века до н.э. в государстве Кар-Дуниаш, в городе Вавилон, скончался царь Мардук-апил-иддин, прямой потомок царя Куригалзу II. Сыновей у него не было, и вельможи Кар-Дуниаша собрались и возвели на трон Забаба-шум-иддина, представителя боковой ветви касситской династии, из которой происходил царь Куригалзу II.

Воинственный Шутрук-Наххунте, царь «Аншана и Суз», правитель соседнего Хатами (= «Высокая страна»: библ. Элам), расположенного на восточном берегу Персидского залива, решил, что пришло время прибрать к рукам Вавилонию, находившуюся в те годы в глубоком военном упадке. И повод для этого был в духе тогдашнего международного права.

Как прямой потомок Куригалзу II, правда по женской линии, Шутрук-Наххунте имел больше прав на трон Кар-Дуниаша, чем Забаба-шум-иддин.

Было подготовлено послание для вавилонян с предложением передать трон законному наследнику, то есть Шутрук-Наххунте, и особое посольство выехало из Суз (столица Хатамти) в Вавилон.

Пока в Сузах собирались в Ашшуре действовали. Царь Ашшура (Ассирии) Ашшур-дан I прошелся с армией по северным территориям Кар-Дуниаша и отобрал под свою руку города Забан, Иррийа, Угарсаллу.

Не успело правительство Зазаба-шум-иддина отреагировать на выходку Ашшур-дана I, как в Вавилоне появились послы с юго-востока.

Требование Шутрук-Наххуне ошеломило вавилонян, а потом подвинуло на неразумный гнев. А гнев в подобных делах, особенно, когда твоя армия слаба, плохой советчик.

В ответном послании, направленном из Вавилона в Сузы звучали такие выражения:

«Может ли ворон жить рядом с брызгающей ядом змеей? (хороший комплимент в адрес Шутрук-Наххунте, сравнить его с ядовитой змеей)».

«Может ли, грызущая ногу собака, иметь мир с куницей? (Ага, Шутрук-Наххунте еще и собака)».

«Оградит ли Мушус (название ворот Вавилона) от проливающего кровь грабителя? (В дополнение к предыдущему еще и грабителем назвали)».

Понятно, что и по меньшим поводам начинаются войны.

И армия Хатамти (Элама), которую вели Шутрук-Наххунти и его старший сын и наследник Кутир-наххунте, выступила на Кар-Дуниаш.

Не исключено, что недовольные правлением Забаб-шум-иддина местные жители, встречали Шутрук-Наххунте, как законного правителя Кар-Дуниаша, прямого потомка Куригалзу II.

Во время победоносного шествия армии Хатамти более 600 населенных пунктов были захвачены или сами перешли на сторону Шутрук-Наххунте. Вавилон пал. Забаба-щум-иддин в колодках отправился в Сузы. Кутир-Наххунте был назначен правителем Кар-Дуниаша, как наместник своего отца.

Не исключено, что население Кар-Дуниаша признало бы законным правление Шутрук-Наххунте, и Вавилония вошла бы в состав «царства Аншана и Суз», если б не жадность.

Шутрук-Наххунте организовал неслыханный грабеж в городах Месопотамии. Уносили имущество, ценности, статуи богов и царей, памятники старины.

Десятки, если не сотни тысяч местных жителей были угнаны в рабство. Шутрук-Наххунте вел в Сузах большое строительство. Требовались дополнительные рабочие руки.

Вавилонию обложили огромной данью. 120 талантов (=3600 кг) золота и 480 талантов (=14400 кг) серебра требовалось отдавать ежегодно в Сузы жителям Междуречья.

Население Кар-Дуниаша было возмущено. Начались срочно повсеместно вооружаться. Как ни многочисленна была армия Хатамти, но за всем уследить сил не хватало.

К тому же Шутрук-Наххунте хотел доставить награбленное в Хатамти и увел с собой большую часть армии.

Едва он ушел, как полыхнул «весь Аккад», так в одной из вавилонских хроник того времени называли Вавилонию.

Поднялась вся страна: вельможи, воины, жрецы, земледельцы, ремесленники, купцы, - все взялись за оружие. Восставшие провозгласил новым царем Кар-Дуниаша Эллил-надин-аххе, представителя боковой ветви касситской династии.

К несчастью для восставших Кутир-Наххунте был способным организатором и талантливым военачальником. Он разгромил отряды восставших, утопил в крови «Аккад», прекратил в руины большинство городов и селений. Отправил в Хатамти сотни тысяч пленных, отослал туда в оковах Эллил-надин-аххе.

На время Вавилония затихла. Но стоило умереть Шутрук-Наххунте, а Кутир-Наххунте отбыл в Хатамти принимать трон, как жители города Исин первыми взялись за оружие, провозгласив новым царем Кар-Дуниша своего земляка вельможу Итти-Мардук-Балати. Шел 1164 год до н.э.

Почти 50 лет пришлось бороться жителям Кар-Дуниаша за независимость своей страны, пока внезапный успех царя Кар-Дуниаша Набу-кудур-уцура I(правил в 1132-1110 гг. до н.э.) не положил конец претензиям правителей Аншана на трон в Вавилоне.

(Источники: надписи царей Кар-Дуниаша и Хатамти (Элама), а также хроники Месопотамии)