XVII век.
Франция
Как-то король Франции Людовик XIII (правил в 1610-1643 гг.) не на шутку увлекся мадемуазель д’Отфор, и начал оказывать ей всяческие знаки внимания. Дарил поместья, драгоценности, сделал статс-дамой двора. Что думала на этот счет королева Анна, супруга Людовика XIII, источник умалчивает, зато все придворные мужчины сделали надлежащие выводы и число кавалеров, который до этого добивались благосклонности мадемуазель д’Отфор, сошло к нулю. Король, который ревновал предмет своей страсти ко всем и всему, был этим очень доволен.
И вдруг, в один прекрасный день, Людовик обнаружил, что мадемуазель д’Отфор проводит много времени в обществе нового придворного д’Эгийи-Вассе, который был настолько хорош собой, что при дворе иначе, чем «красавец д’Эгийи» его не называли. То мадемуазель обсуждала с д’Эгийи-Вассе достоинство лошадей, то разговор шел о собаках, то и ловчих и иных птицах.
Когда ревнуешь, в голову лезут разные мысли. Король стал подумывать, не отправить ли ему д’Эгийи-Вассе в Бастилию. Но ревность короля заметил один из приближенных короля, который очень ценил д’Эгийи-Вассе за его храбрость и редкую порядочность. Последнее в те времена при дворе было большой редкостью. Потому, чтобы предвосхитить опрометчивые действия ревнивого монарха, придворный, предупредив придворных, как они должны отвечать, если король начнет их расспрашивать про мадемуазель д’Отфор и д’Эгийи-Вассе, как бы между прочим сказал Людовику, что мадемуазель д’Отфор и д’Эгийи-Вассе родственники. Несколько озадаченный король обратился с вопросом о мадемуазель д’Отфор и д’Эгийи-Вассе к придворному д’Озье. Тот принадлежал к кругу лиц, с кем уже успели побеседовать на эту тему, а потому подтвердил королю, что мадемуазель д’Отфор и д’Эгийи-Вассе родственники.
После этого Людовик успокоился.
Но не один Людовик ревновал. Кардинал де Ришельё заметил, что предмет его воздыханий королева Анна Австрийская заглядывается на д’Эгийи-Вассе и относится к нему, с точки зрения кардинала, чересчур любезно. Кардинал начал наводить справки об этом придворном и был неприятно удивлен известием, что д’Эгийи-Вассе ничего и никого не боялся. Иметь подобного храбреца при дворе, с точки зрения политика Ришельё, было недопустимо. Потому кардинал воспользовался вакансией в Тулоне и с согласия короля отправил д’Эгийи-Вассе служить командиром галеры базировавшегося в Тулоне французского флота.
В 1638 году во время войны между Францией и Испанией у Генуи столкнулись два флота воюющих государств.
Пон де Курле, командующий французской эскадрой, всячески старался избежать сражения из-за личных опасений за свою жизнь. Трусость командующего заметил д’Эгийи-Вассе. Он высказал Пон де Курле все, что о нем думает и повел свою галеру в бой с испанцами. За ним в бой ринулись остальные корабли французского флота.
Д’Эгийи-Вассе действовал в сражении умело и хладнокровно, подавая пример своей храбростью и спокойствием своим подчиненным. Но ему не повезло. В самом конце сражения ему в лицо попала пуля. Поняв, что теперь его лицо будет обезображено шрамом, д’Эгийи-Вассе наотрез отказался от услуг лекаря. А окружению заявил, что он лучше умрет, чем будет жить обезображенным.
И вскоре скончался от потери крови.
При дворе очень многие сожалели о смерти д’Эгийи-Вассе. Зато кардинал был этим весьма доволен.
(Источник: Таллеман де Рео)
Уважаемый читатель!
Предлагаем вам подборку научно-популярных каналов Дзена, которые мы читаем сами, по всем направлениям — от наук естественных до противоестественных: путеводитель