Найти тему
KADUN

Знаменитые композиторы, играющие в шахматы

«Шахматистов с музыкантами более всего сближает комбинационная способность, одинаково необходимая тем и другим» — слова русского историка музыки Н. Д. Кашкина.

На первый взгляд может показаться, что сочетание музыки и шахмат практически невозможно. Музыканты — творческие натуры, которые живут сердцем и думают душой, шахматисты же более приземленные и логичные, они все время думают и просчитывают.

Но, как говорится, невозможное возможно. Первым это доказал Андре Даникан Филидор, в котором сочетались великий шахматист и талантливый композитор.

Сочетание гениальности в двух этих сферах больше не встречалось ни в одном известном нам человеке, однако немало крупных музыкантов были большими любителями шахмат или хотя бы ощущали живой интерес к ним. Именно о них мы вам сейчас и расскажем.

Николай Андреевич Римский-Корсаков и Анатолий Константинович Лядов

-2

Эти два композитора дружили между собой. Когда проходил знаменитый гэстингский турнир 1895 года, они обсуждали его по переписке:

«Милейший Анатолиум, в дополнение к предыдущему письму пишу еще несколько строк. Это я делаю вовсе не с тем, чтобы ожидать от вас ответа; ведь Вы писать не любите. Я тоже не люблю писать, а сегодня пришла охота... Чигорин пока выигрывает».

На это Лядов отвечал в письме от 1 августа 1895 г; «Чигорин уже проиграл своему-же. Злюсь на него ужасно».

Также в биографических материалах о Лядове сохранились и другие переписки, где он упоминал шахматы. Вот, например, одно из писем, написанное его жене:

«На днях купил шахматные партии знаменитого игрока Морфи и каждый день раскладываю одну партию. Вот какой мой успех в шахматах за лето: я сделал мат Блюменфельду (а он считается даже более лучшим игроком, чем Дютш), а Дютшу также при всех фигурах сделал отличный мат».

Сергей Иванович Танеев

-3

Из дневников выдающегося русского композитора можно понять, что он обладал особой любовью к шахматам. Частенько Сергей Иванович встречался за шахматной доской с Львом Николаевичем Толстым и исход этих встреч был переменный: выигрывал то Танеев, то Толстой. Некоторые партии игрались на своеобразную «ставку»: если Танеев проигрывал, то он обязан был сыграть на фортепиано какое-нибудь произведение по выбору победителя, если проигрывал Толстой, он читал вслух что-либо из своих сочинений.

Александр Николаевич Скрябин

-4

В «Воспоминаниях о Скрябине» Л. Сабанеева говорится об увлечении Скрябина шахматами.

«В этот сезон А. Н. пристрастился к шахматам. Играл он со мною и с доктором, который его терроризировал: играли все достаточно плохо, обычно доктор запугивал его внезапными ходами и грозным видом, и тот начинал смущаться и делал плохие ходы. «Уверенность, быстрота и натиск!» — приговаривал доктор, разгромляя шахматный фронт А. Н.».

Наиболее интенсивно увлекался Скрябин шахматами в 1913 г. — в момент особенно напряженной работы его над «Мистерией», которой так и не суждено было быть написанной. Л. Сабанеев так пишет об этом:

«Иногда он казался прямо утомленным своими мыслями обо всем этом. Мне казалось, что иногда надо ему просто не думать, чтобы несколько избавиться от страшного нервного напряжения и мыслительного транса. Он сам это знал, и я думаю, этим объясняется то, что он все чаще с друзьями проводил время теперь не столько за “страшными разговорами”, сколько за мирными шахматами, в которых преуспевал довольно хорошо. Играли с ним и я, и Подгаецкий, но чаще всего доктор: в качестве гастролера появлялся Гольденвейзер, который в мистериальных разговорах не участвовал, но зато побеждал успешно всех в шахматы».

Сергей Сергеевич Прокофьев

-5

Он постоянно посещал шахматные турниры, которые проходили в Москве. Его имя упоминается в отделе хроники русских шахматных журналов, начиная с 1909 г., когда семнадцатилетний Прокофьев добился ничьей в сеансе Э. Ласкера.

Вскоре, после окончания петербургского турнира гроссмейстеров 1914 года, Прокофьев выиграл партию в сеансе у Капабланки. О встречах с Капабланкой за шахматной доской со слов Прокофьева рассказывают следующее:

«Прокофьев лично знал экс-чемпиона мира Капабланку, не раз играл с ним в шахматы. На квартире у С. Прокофьева в Париже собралась группа шахматистов, в числе которых были Капабланка, Ильин-Женевский и др. Капабланка предложил С. Прокофьеву сыграть партию, давая вперед коня. Партия закончилась поражением Капабланки, причем мат был сделан... лишним конем. Спустя некоторое время композитор и экс-чемпион опять встретились за шахматами. На этот раз Капабланка, играя без коня, заматовал Прокофьева... пешкой».

Цитирование заимствовано: https://chessworldweb.com

Спасибо, что дочитали статью до конца! Будем рады вашей подписке и лайку.