Найти в Дзене
искусство мозаики

Современные мозаичисты - Нане Дзаваньо

Нане Дзаваньо - итальянский художник, скульптор и мозаичист. Он родился в 1932 году в регионе Фриули на севере Италии, где по сей день живет и работает. В 1951 году он закончил Фриульскую школу мозаики и долгое время преподавал там мозаику и рисунок. Очень большое влияние на формирование мозаичного стиля Нане Дзаваньо оказал другой итальняский художник - Марио Делуиджи, который много сотрудничал с Фриульской школой мозаики в 50-е годы и заказывал набор мозаики по своим эскизам для различных масштабных проектов, будь то облицовка внутреннего зала вокзала Венеции или мозаичные панно в зданиях электростанций. У него было свое видение мозаики, несмотря на то, что он сам ей не занимался как таковой. Делуиджи экстравагантно показывал, какого эффекта он хочет достичь в наборе: он просто бросал тессеры на картон. Так он искал легкости, простоты переходов, хотел отойти от классической отточенной и продуманной до мелочей мозаики (а именно такой она была в 50-е годы). И благодаря Делуиджи мо

Нане Дзаваньо - итальянский художник, скульптор и мозаичист. Он родился в 1932 году в регионе Фриули на севере Италии, где по сей день живет и работает. В 1951 году он закончил Фриульскую школу мозаики и долгое время преподавал там мозаику и рисунок.

Очень большое влияние на формирование мозаичного стиля Нане Дзаваньо оказал другой итальняский художник - Марио Делуиджи, который много сотрудничал с Фриульской школой мозаики в 50-е годы и заказывал набор мозаики по своим эскизам для различных масштабных проектов, будь то облицовка внутреннего зала вокзала Венеции или мозаичные панно в зданиях электростанций. У него было свое видение мозаики, несмотря на то, что он сам ей не занимался как таковой. Делуиджи экстравагантно показывал, какого эффекта он хочет достичь в наборе: он просто бросал тессеры на картон. Так он искал легкости, простоты переходов, хотел отойти от классической отточенной и продуманной до мелочей мозаики (а именно такой она была в 50-е годы). И благодаря Делуиджи мозаика стала изменяться - постепенно расширялось расстояние между тессерами, и набор становился все более легким, непосредственным, вибрирующим, даже не смотря на то, что в то время во Фриули все мозаики делали только обратным набором на бумаге. Марио Делуиджи говорил, что мозаика, вопреки своему реальному весу, должна визуально облегчать стену, на которой расположена.

Одна из характерных работ Марио Делуиджи. Он создавал их, нанося различные слои краски, а затем, соскребая их тонкими линиями, чтобы просвечивала краска, расположенная внутри.
Одна из характерных работ Марио Делуиджи. Он создавал их, нанося различные слои краски, а затем, соскребая их тонкими линиями, чтобы просвечивала краска, расположенная внутри.

Личность и творческий подход Марио Делуиджи воистину вдохновили тогда еще молодого Нане Дзаваньо и отразились на его мозаичных работах. Дзаваньо стал первым преподавателем Фриульской школы мозаики, который отошел от создания мозаики строго по картонам и от обратного набора. Критики писали о Дзаваньо, что он вернул мозаике ее живой язык.

Его визитная карточка – это «Розоны» или концентрические круги. Его с детства вдохновляла именно природа, окружение; эти работы родились из его воспоминаний о детских играх на берегу реки, когда в воду бросался камень, и от него по воде шли круги. Из русла той же самой реки - Тальяменто - он брал камни для этих работ. Это очень объемные работы до двух метров в диаметре. Одноцветные камни создают рельеф, играют со светом и тенью, и работы получаются очень динамичные. За счет использования камней разных размеров он создает интересные эффекты, в том числе ощущение пространства, объема и удаленности даже на ровной поверхности. Подобные геометрически просчитанные композиции встречаются и в других сериях работ Дзаваньо.

Художник проводил также эксперименты с алюминием (что интересно, сам он характеризует эти работы именно как мозаичные). Эти работы были призванные в первую очередь вызывать интеллектуальный интерес, и уже потом – эмоциональный отклик. С помощью алюминия он создавал чистые строгие композиции, выверенные и геометрически просчитанные. Это материал, который отражает свет и цвета окружающих его вещей. И Нане Дзаваньо пытался создавать композиции именно с помощью света и тени, таким образом, конечная работа рождается именно в диалоге произведения и среды, в которой она находится.

Нане Дзаваньо всегда в своих работах искал «первичный чистый элемент», из которого можно создавать простые и эффектные композиции – будь то квадратная тессера из мрамора, пластина алюминия или камень. Для его работ очень характерен выбор чистых простых первичных форм и изучение их возможных сочетаний и вариаций, их ритмов и их отношений друг с другом и со средой.

Диалог искусства и окружающей среды – лейтмотив творчества Нане Дзаваньо, он прослеживается в большинстве его работ. Интересными являются и более поздние скульптуры, не все из них имеют отношение к мозаике, но он попытался перенести из мозаики в скульптуру характерные взаимоотношения пустого пространства и заполненного.

Nane Zavagno, "Pietra d'istria", 1998
Nane Zavagno, "Pietra d'istria", 1998