Процесс освобождения территорий ЛНР и ДНР по всем признакам приближается к решающей стадии генерального сражения. Об этом говорит состоявшаяся переброска отведенных от Киева и Чернигова V-частей к Харькову и ДНР, ряд изменений в приоритетах выбора целей для ракетных ударов, а также отчаянные попытки Киева организовать эвакуацию неких ценных для киевского режима персон из Мариуполя.
Две предыдущие попытки эвакуировать нужных Киеву людей по воздуху провалились – были потеряны четыре, а, по другим сведениям, пять вертолетов. И 8 апреля в Мариуполь пыталось прорваться судно. Подробности сообщило Министерство обороны. В 22 часа 38 минут 8 апреля украинский сухогруз «Апачи» под мальтийским флагом, приписанный к мальтийскому порту Валетта, следовавший в кильватерном строю с караваном судов из Таганрогского залива к Керченскому проливу, в 30 км юго-восточнее Мариуполя неожиданно изменил курс в сторону Мариуполя.
На требования российских кораблей украинский сухогруз не отвечал, на предупредительную стрельбу не реагировал. При этом судно вело активный радиообмен с кем-то на берегу, сообщая собственный позывной – «Маньяк». На берегу в это же время наблюдались сигнальные костры.
Для пресечения движения судна по нему был открыт огонь корабельной артиллерией, в результате прямого попадания на корме сухогруза возник пожар. Не дожидаясь дальнейшего развития событий, судно легло в дрейф, а экипаж приступил к тушению пожара, заявив по радио о полной готовности выполнять требования российских пограничников. После досмотра, сухогруз был отконвоирован в порт Ейск.
Известно, что задачей прорыва сухогруза был прием на борт некоторых высокопоставленных нацистов. А также, по неофициальным данным, действующих офицеров из нескольких стран НАТО, выступавших в качестве инструкторов и советников при подготовке сорванного «операцией Z» наступления ВФУ на Донбасс.
Мариуполь, по всей видимости, считается потерянным даже верхушкой киевского режима. Поэтому действующее руководство Украины фокусируется на следующем сражении, которое будет вести «донецкая» группировка ВФУ.
Достаточно характерным признаком скорой активизации боевых действий можно считать изменение спектра целей для ВКС РФ и ракет наземного и морского базирования.
Первые недели специальной операции на Украине характеризовались подчёркнутым военным акцентом – удары ракетами наносились исключительно по инфраструктуре украинской армии, других националистических группировок, штаб-квартирам силовых структур и объектам чисто военного назначения.
Такой выбор целей не привел к отрезвлению украинского политического и военного руководства. ВФУ начали оказывать сопротивление, в том числе, резко усилив обстрелы Донецка и пытаясь совершить диверсионные рейды против территории Российской Федерации – в ряде случаев успешные, как это было с атакой украинских вертолетов на нефтебазу в Белгороде и единичными ударами по расположенной вблизи границ Украины российской инфраструктуре. Как следствие, ВС РФ расширили список целей за счёт хранилищ топлива, ремонтных баз и складов с вооружением ВФУ.
После первой недели апреля стало окончательно понятно, что в список разрешенных к поражению целей добавились железнодорожные узлы, стратегические вокзалы и другие инфраструктурные объекты «двойного назначения».
Причина такого «ужесточения» понятна: поток вооружений от стран НАТО на Украину не ослабевает, его даже обещают нарастить, поэтому тактика недопущения попадания как можно большего объема оружия к украинским группировкам на Донбассе, у Харькова или Николаева вполне оправдана.
Учитывая важность сдерживания украинских сил с направления Николаева, которое сейчас ведут Z-войска, ожидаемым было уничтожение железнодорожного вокзала Николаева. По итогам 8 и 9 апреля были нанесены удары по подконтрольным ВФУ железнодорожным станциям в Покровске, Славянске и Барвенково. По сообщениям Минобороны, в результате ударов были уничтожены вооружение и военная техника прибывших на Донбасс резервов украинских войск.
По всей видимости, удары по ключевым железнодорожным узлам на левобережье Днепра будут продолжены – поставки больших объемов вооружений и тем более тяжелой техники для ВФУ возможны только по железной дороге. В частности, железнодорожным транспортом сейчас едет предоставленный Словенией Украине советский ЗРК С-300, который киевский режим предполагает использовать против ВКС РФ.
В случае успеха межународных «гастролей» президента Украины Владимира Зеленского, настаивающего на предоставлении Киеву не только носимого оружия, ПЗРК и ПТРК, но и бронетехники, украинская группировка может получить усиление – что приведет к росту потерь в рядах российских и республиканских сил. А значит, удары по железнодорожной инфраструктуре полностью оправданы.
Окончательно закончился излишний, исходя из трудности поставленной перед ВС РФ задачи, гуманизм по отношению к базам националистов и наемников из других государств. Прицельными ракетными ударами был уничтожен центр сбора и подготовки иностранных наемников в районе Красноселки северо-восточнее Одессы.
В Звонецком Днепропетровской области ликвидирован штаб и место базирования националистического батальона «Днепр» вместе с прибывшим пополнением из иностранных наемников, несколькими днями ранее – уничтожен центр подготовки украинских сил специальных операций в районе города Очаков, между Николаевом и Одессой.
В сочетании с уничтожением крупнейшего в регионе и ближайшего к зоне потенциального сражения аэропорта в Днепропетровске, о чем в социальных сетях жалуются местные власти, можно предполагать, что битва за Донбасс начнется в течение ближайших дней.
В противном случае, остатки украинских ВВС смогут перегруппироваться – не исключено, что их базирование будет одобрено на территории Румынии или Польши, ВПП на аэродромах Днепропетровска будут отремонтированы до стадии пригодности к ограниченному использованию, что создаст потенциальную воздушную угрозу для Z-частей.
Институт РУССТРАТ