Найти в Дзене
Гайдар Кылымник

«Русские, убирайтесь!» Почему литовцы даже даже в СССР не любили русских.

14 мая 1972 года молодой литовский диссидент Ромас Каланта совершил самосожжение у здания Музыкального театра в Каунасе. При этом он успел выкрикнуть: "Свободу Литве!", а в его блокноте нашли запись: "В моей смерти виноват только строй". Обычным поведением советских властей в такой ситуации было максимально скрыть произошедшее и избежать публичной огласки. Похороны прошли на несколько часов раньше запланированного времени. Однако это не помогло. Жители Ка́унаса, собравшиеся проститься с Калантой, двинулись толпой на центральную улицу города и начали сооружать баррикады. Милиция пыталась прекратить несанкционированный митинг, что привело к жертвам. По некоторым данным, погиб по меньшей мере один милиционер и несколько протестующих. 402 человека были впоследствии арестованы. Литва стала постоянным источником головной боли для руководства СССР. Через 5 лет после Каунасских событий в Вильнюсе после победы местного футбольного клуба над смоленской "Искрой" толпа болельщиков прошла маршем по

14 мая 1972 года молодой литовский диссидент Ромас Каланта совершил самосожжение у здания Музыкального театра в Каунасе. При этом он успел выкрикнуть: "Свободу Литве!", а в его блокноте нашли запись: "В моей смерти виноват только строй".

Обычным поведением советских властей в такой ситуации было максимально скрыть произошедшее и избежать публичной огласки.

Похороны прошли на несколько часов раньше запланированного времени. Однако это не помогло. Жители Ка́унаса, собравшиеся проститься с Калантой, двинулись толпой на центральную улицу города и начали сооружать баррикады. Милиция пыталась прекратить несанкционированный митинг, что привело к жертвам. По некоторым данным, погиб по меньшей мере один милиционер и несколько протестующих. 402 человека были впоследствии арестованы.

-2

Литва стала постоянным источником головной боли для руководства СССР.

Через 5 лет после Каунасских событий в Вильнюсе после победы местного футбольного клуба над смоленской "Искрой" толпа болельщиков прошла маршем по центру города. Они выкрикивали лозунги вроде "Долой оккупантов!" и "Русские, убирайтесь!", а также срывали советские агитационные плакаты со стендов. Разгонять этот митинг тоже пришлось с помощью милиции.

Есть мнение, что в Прибалтике даже при СССР свободы было больше, чем в остальных республиках. Об этом рассказал литовский поэт Томас Венцлова, который около 40 лет провел в эмиграции после отъезда из Союза.

С одной стороны, в Литве было, вроде бы как, цивилизованнее и свободнее, чем в Москве и особенно в Ленинграде. Культурная жизнь была, пожалуй, живее, то есть, у нас можно было доставлять модернистские, даже абстрактные картины. В Москве их давили бульдозерами. Ну, у нас можно было делать спектакли, которые в Москве или, тем более, в Ленинграде не позволили бы.

-3

Можно было заниматься современной музыкой, можно было издавать книги, ну, правда с некоторыми сложностями, но можно, которые в Москве и в Ленинграде не издавались.

С другой стороны, очень преследовалась религия, пожалуй, больше, чем в России. Поскольку Литовцы, в основном, католики, и католическая церковь управляется с Ватикана, то есть власть не вполне контролирует, как они контролировали православную церковь. Больше преследовался национализм, сепаратизм, то чего, собственно говоря, в России как бы и не было.