Найти тему
Navygaming Channel

Единственный «выживший»: линкор «Харуна» в боях и походах: 1911-1942 гг.

Оглавление

Анализ боевых действий на Тихом океане в годы Второй мировой войны позволяет сделать вывод, что одними из самых активных и полезных боевых кораблей японского Императорского флота стали линейные крейсера типа «Конго» - корабли, построенные в годы Первой мировой, достаточно устаревшие несмотря на многочисленные модернизации. И, как часто бывает с однотипными кораблями, их судьбы в чем-то похожи, что неудивительно. Действительно, однотипные корабли обычно включают в одно тактическое соединение или боевую группу, в составе которой они и используются в бою. Поэтому, если рассматривать, например, подробно боевую службу линейного крейсера «Харуна», то можно обратить внимание, что практически всегда рядом был или «Конго», или два других систершипа.

Линейный крейсер "Харуна", 1915 год
Линейный крейсер "Харуна", 1915 год

На нашем канале мы уже неоднократно рассматривали факты из боевой службы линейных крейсеров типа "Конго". И, как можно установить по нашим предыдущим статьям, чаще всего рядом с "Харуна" был именно «Конго». И нам, с одной стороны, не хотелось повторяться, описывая те или иные события, рассмотренные ранее, но с другой – считаем несправедливым не познакомить читателя с историей данного корабля, тоже по своему знаменитого хотя бы тем, что он стал последним из кораблей серии, потопленным американцами в июле 1945 года, почти в самом конце войны. Представим судьбу и боевой путь линкора «Харуна» в датах и событиях, используя имеющиеся источники. При этом мы не претендуем на полноту изложения и его новизну, в настоящее время, особенно в Интернете, достаточно сведений по данному кораблю, возможно позже в ходе дискуссий мы внесем дополнения и изменения. Итак, познакомимся с наиболее важными событиями в «жизни» линейного крейсера (линкора) «Харуна».

1 период: постройка и Первая мировая война

1911 год – японское правительство утвердило законопроект, согласно которому разрешается проектирование и строительство линкора и четырех броненосных крейсеров. Этими кораблями стали линкор «Фусо» и линейные крейсера типа «Конго». «Харуна» стал третьим из четырех кораблей нового класса после «Конго» и «Хией». 16 марта 1912 года - на верфи Кавасаки заложен линейный крейсер «Харуна». Проект корабля был подготовлен на основе планов, разработанных для «Конго» сэром Джорджем Терстоном (фирма Виккерс), но большинство деталей, используемых в ее конструкции изготавливались в Японии. 14 декабря 1913 года – корабль спущен на воду и назван «Харуна».

Монтаж 356-мм орудий главного калибра на линейном крейсере «Харуна», октябрь 1914 года
Монтаж 356-мм орудий главного калибра на линейном крейсере «Харуна», октябрь 1914 года

19 апреля 1915 года – линейный крейсер «Харуна» вступает в строй Императорского флота. Капитаном корабля назначают кэптена К.Фунакоши и прикрепляют к 3-й дивизии линкоров Второго флота. Как видим, корабль "успел" к боевым действиями Первой мировой войны, но поучаствовать в боях ему не довелось. Февраль 1916 года – «Харуна оснащен экспериментальным дальномером СУО ГК, получившим позже наименование «тип 13». 28 июня 1919 года – по условиям Версальского договора после поражения Германии Япония получает мандат на управление бывшими немецкими колониями в Тихом океане, за исключением Циндао. Первая мировая война для «Харуна» закончилась, практически так и не начавшись для него, )).

Линейный крейсер «Харуна» на ходовых испытаниях, 24 ноября 1914 года
Линейный крейсер «Харуна» на ходовых испытаниях, 24 ноября 1914 года

Некоторые источники утверждают, что летом 1917 года во время учений в южной части Тихого океана линейный крейсер «Харуна» подорвался на мине и был серьезно поврежден. Однако корабль благополучно дошел до базы, и в Куре были устранены все полученные повреждения. Одни источники утверждают, что мина была поставлена германским вспомогательным крейсером «Вольф» под командованием фрегаттен-капитана Карла Нергера. Другие источники говорят, что мину установил немецкий рейдер «Берлин». К сожалению, как отмечается, нет фотографий, доказательств ущерба, или любых записей о восстановительном ремонте, что ставит под сомнение правдивость этого события. По мнению Накагава Цутому, известного японского военно-морского историка, линкор «Харуна» за время своей «карьеры» никогда не подрывался на морской мине. верить или не верить данной информации - дело каждого, правда надо учитывать, что японцы очень тщательно хранили все свои секреты.

2 период: 1920-е годы – начало 1940-х

Август 1920 года – действия у берегов Советской России (СССР), к сожалению не удалось найти подробности этого "мероприятия".

"Вскрытая" взрывом башня главного калибра
"Вскрытая" взрывом башня главного калибра

12 сентября 1920 года – в районе мыса Мотсута (о.Хоккайдо) на линейном крейсере «Харуна» в ходе проведения практических стрельб произошел взрыв в стволе 14-дюймого орудия (правое орудие первой башни). В результате взрыва орудие разорвало, была вскрыта крыша башни, семь человек в башне погибли и восемь было ранено. Как показало расследование, причиной взрыва стало преждевременное срабатывание взрывателя. Позже корабль прошел восстановительный ремонт в Йокосуке. В ходе ремонта был увеличен угол возвышения всех 356-мм орудий ГК с 25 до 33 градусов. 1 декабря 1920 года - корабль выведен в резерв.

Носовые башни главного калибра линейного крейсера «Харуна» после взрыва, 1920 год
Носовые башни главного калибра линейного крейсера «Харуна» после взрыва, 1920 год

6 февраля 1922 года – подписан вашингтонский договор. Япония, Соединенные Штаты, Великобритания, Франция и Италия согласились ограничить водоизмещение и основное вооружение линейных кораблей, авианосцев и крейсеров и ограничить общий тоннаж и срок службы линкоров и авианосцев. Установлено водоизмещение линкоров и авианосцев в соотношении 5:5:3 для ВМС Великобритании, США и Японии.

8 февраля 1924 года – начало работ по модернизации корабля на военно-морской верфи в Йокосуке. Были проведены работы по обновлению ГЭУ, во время которых вместо 36 котлов «Ярроу» были установлены 16 котлов Kampon типа RO-Go. Было уменьшено количество дымовых труб (с трех до двух) за счет удаления первой трубы. В результате изменений в размещении котельных две оставшиеся трубы оказались более широко расставленными, чем на других кораблях этого класса. 1 марта 1924 года – начало первой крупной модернизации «Харуна» на военно-морской верфи в Йокосука. Толщина горизонтальной брони над погребами и машинными отделениями была увеличена. Добавлены противоторпедные були. Противоторпедные сети и четыре торпедных аппарата были удалены. Перестроили посты управления на фок- и грот-мачтах. Установили подъемный кран справа от кормовой надстройки, оборудовали место для хранения двух гидросамолетов: «Йокосо» E1Y3 «Тип 14» и «Накадзима» Е2N1 «Тип 15». Для хранения самолетов был подготовлен участок палубы между башнями № 3 и 4.

Необходимо отметить, что различные японские источники предоставляют различные даты начала первой реконструкции. Например, в книге «Illustrated Ships Data of IJN 1868-1945. Battleships and Battle Cruisers» И.Такао (2007) указана другая дата - 28 ноября 1923 года. Представленная в статье дата соответствует данным Gakken Pictorial(Vol. 65 (2008)).

31 июля 1928 года – работы по модернизации корабля были завершены.

Линкор «Харуна» в бухте Йокосуки, 25 октября 1928 года
Линкор «Харуна» в бухте Йокосуки, 25 октября 1928 года

4 декабря 1928 года – «Харуна» назначается специальным «императорским» кораблем. 10 декабря 1928 года – вошел в состав 4-й дивизии линкоров Второго флота в качестве флагмана. 28 марта 1929 года – апрель 1930 года - действия у берегов Китая (Чифу, Люйшунь, Циндао, Дайрень). 30 ноября 1929 года – корабль переведен в состав 1 дивизии линкоров Первого флота.

22 апреля 1930 года - в Лондоне подписан новый Договор о сокращении и ограничении морских вооружений Японии, Великобритании и Соединенных Штатов. Страны, подписавшие Договор, согласились не строить новые крупные боевые корабли до 1937 года. 1 декабря 1930 года – корабль выведен в резерв.

22 мая 1932 года – на военно-морской верфи в Йокосуке начаты работы по усилению ПВО и установке катапульты. 80-мм/40 зенитные орудия «тип 3» и 7,7-мм пулеметы «тип 92» были заменены на восемь 127-мм/40 зенитных орудий «Тип 89» (4х2) и четыре 40-мм зенитных орудия «Виккерс» (2х2). Добавлены два директора «типа 91». Установили катапульту «Куре Тип № 2 Модель 3» сбоку от кормовой башни № 3. Разместили один самолет E1Y3 и два «Накадзима» E2N Тип 15.

5 апреля - май 1933 года – верфь в Куре - вторая реконструкция, угол возвышения орудий ГК увеличен с 33 до 43 градусов, угол возвышения орудий ПМК - с 15 до 30 градусов.

Японский флот всегда поддерживался населением острова
Японский флот всегда поддерживался населением острова

20 мая 1933 года - переведен в 1-ю дивизию линкоров Первого флота.

1 августа 1933 года - начало второй модернизации. После снятия ограничений Вашингтонского договора на «Харуна» были начаты модернизационные работы для обеспечения возможности сопровождения соединений авианосцев. Длина корабля была увеличена на 7,47 м, фок-мачта была перестроена в «пагодообразный вид». Котлы заменили на новые 11 нефтяных котлов Kampon. Линкор «Харуна» получил новые турбины, его скорость увеличилась до 30 узлов. Были демонтированы 40-мм зенитки Виккерс. Установлена новая катапульта «Куре Тип № 2 Модель 3 Мк. 1» и новый кран для гидросамолетов. Линкор переоборудовали под базирование двух гидросамолетов «Накадзима» E4N2 «Тип 90» №2 Мод.2 и один «Kaваниси» E7K1 «Тип 94» («Альф»).

25 августа 1933 года - участие в военно-морском смотре в Иокогаме вместе с «Конго» и «Хией». 15 ноября 1933 года – корабль выведен в резерв. 1 июня 1934 года – «Харуна» передана из морского округа Йокосука в военно-морской округ Сасебо.

30 сентября 1934 года – официальное завершение второй модернизации. 1 июня 1936 года – включение корабля в 3-ю дивизию линкоров Первого флота.

4 августа 1936 года – 21 сентября 1937 года - действия у берегов Китая.

Смотр императорского флота (на фото «Конго» и «Харуна»), 20 ноября 1940 года
Смотр императорского флота (на фото «Конго» и «Харуна»), 20 ноября 1940 года

1 ноября 1937 года - 15 ноября 1938 года- Дополнительный ремонт в Сасебо. Демонтировано два орудия из носовых казематов. Была изменена форма форштевня. Установлено двадцать (10х2)- 25-мм зенитных орудий Тип 96 и четыре директора «типа 95». Установлена новая катапульта «тип Куре № 2 Мод. 5» для гидросамолетов «Kaваниси» E7K1 «тип 94» ("Альф") и двух «Накадзима» E8N1 «Тип 95» («Дэйв»). 15 ноября 1940 года – на верфи в Сасебо заменили стволы орудий ГК.

Гидросамолеты «Накадзима» Е8N «тип 95» на корме линкора «Харуна», 1937 год
Гидросамолеты «Накадзима» Е8N «тип 95» на корме линкора «Харуна», 1937 год

20 августа 1941 года - «Харуна» вместе с линкорами 3-й дивизии «Конго», «Кирисима», «Хией» базируется в бухте Хасире. 29 ноября 1941 года – линкор «Харуна» вошел в состав Второго флота вице-адмирала Кондо.

3 период: Вторая Мировая война, 1941 год

4 декабря 1941 года – переход в Мако (Пескадорские острова) для обеспечения дальней поддержки сил вторжения. 9 декабря 1941 года – «Харуна» в составе японского соединения вышел на поиски английских кораблей «Соединения Z»: линкор «Принц Уэльский», линейный крейсер «Рипалс», эсминцы «Электра», «Экспресс», «Тенедос», «Вампир» (командующий - адмирал сэр Том С.В. Филипс).

10 декабря 1941 года – во второй половине дня силы японского соединения прекратили поиски англичан после получения сообщения об уничтожении английской эскадры базовой авиацией и 11 декабря вернулись в бухту Камрань (Индокитай).

Линкор «Харуна» в Куре, сентябрь 1933 года
Линкор «Харуна» в Куре, сентябрь 1933 года

14 - 17 декабря – участие в дальнем прикрытии второго Малайского конвоя. 18 декабря – выход в море для прикрытия высадки японских войск в заливе Лангаен (Филиппины).

21-24 декабря – патрулирование у побережья острова Лусон, затем – возвращение в Мако.

1942 год

8 января – 14 января 1942 года – межбазовый переход из Мако в Палау (Каролинские острова). 18 января – сосредоточение основных сил соединения, включая «Харуна», в Палау для обеспечения дальнего прикрытия сил вторжения в Голландскую Ост-Индию. 21-25 января 1942 года – линкор «Харуна» участвует в прикрытии воздушного удара по Амбон.

21 февраля – 3-я дивизия линкоров прибывает в Стеринг-Бей. «Харуна» вошел в состав ударного авианосного соединения Нагумо и обеспечил его прикрытие во время удара по Порт-Дарвину (Австралия)

25 февраля 1942 года – участие в «Операции «J» - Вторжение в Голландскую Ост-Индию. Поддержка воздушных ударов по Яве.

1 марта 1942 года – выход в Море Банда. Японское соединение двигается к Острову Рождества (190 миль южнее Ява).

7 марта – линкоры 3-й дивизии и 3 эсминца 17 дивизиона («Уракадзе», «Исокадзе», «Таникадзе») бомбардируют острова Рождества. «Харуна» истратил три 14-дюймовых и четырнадцать 6-дюймовых снарядов.

9 марта 1942 - после капитуляции Голландской Ост-Индии вторая группа 3-й дивизии линкоров («Харуна» и «Конго») возвращается в Стерлинг-Бей (о.Целебес). 10-25 марта 1942 – дозаправка линкоров 3-й дивизии («Харуна», «Хией», «Конго» и «Кирисима»), отдых экипажей в Стерлинг-Бей.

26 марта – 11 апреля – участие линкора «Харуна» в рейде вице-адмирала Нагумо в Индийский океан. В ходе этого рейда 9 апреля гидросамолет E8N2 «Дэйв» с линкора «Харуна обнаружил английский авианосец «Гермес», который потом был потоплен палубной авиацией.

"Харуно" на испытаниях в августе 1934 года
"Харуно" на испытаниях в августе 1934 года

13 апреля 1942 – соединение Нагумо вернулось в Сингапур, а затем 23 апреля пришло в метрополию на рейд Хасирадзамы. 19-23 мая 1942 – маневры в составе Первого и Третьего флотов.

29 мая – начало операции «MI» (Битва за Мидуэй). Группа поддержки из 3-х дивизий линкоров в составе «Харуна» и «Кирисима» вошла в состав ударного соединения Нагумо.

4 июня 1942 года - В 04.30 с катапульты «Харуна» запущен гидросамолет для поиска американских авианосцев к северо-востоку от ударной силы. В 08.17 «Харуна» и «Кирисима» были атакованы 11 устаревшими пикирующими бомбардировщиками SB2U-3 «Виндикейтор», взлетевшими с аэродрома Мидуэя. Попаданий в корабль не было. После атаки «Харуна» оказывал помощь горящему авианосцу «Кага».

В 10.20 два бомбардировщика SBD с АВ «Йорктаун» атаковали «Харуна» с правого борта, но попаданий не добились. В момент атаки линкор исчез за разрывами, так что некоторые дозорные на близлежащих кораблях потеряли его из виду. В 16.49 «Харуна» атаковали четырехмоторные бомбардировщики (судя по всему – «В-17»).

В 17.07 «Харуна» вновь безуспешно атаковали два пикирующих бомбардировщика SBD-3 «Доунтлесс» VB-3 с АВ «Йорктаун» (CV-5). В 18.26 «Харуна» подвергается удару восьми B-17E «Летающая крепость» (43 Bomb Group), но так же безрезультатно.

5 июня 1942 года - около 16.00 «Харуна» был атакован пикирующими бомбардировщиками и получил незначительные повреждения. Японские корабли начали отход и 14 июня прибыли в Хасирадзаму.

14 июля 1942 года – линкор «Харуна» передан в состав Второго флота. На его борту базируются три новых гидросамолета E8N2. 25 июля - 29 августа 1942 года - ремонт в Куре. По некоторым данным, в это время был установлен новый директор «тип 94» для орудий ГК.

Линкор "Харуна" в 1934 году, после второй модернизации
Линкор "Харуна" в 1934 году, после второй модернизации

6 - 10 сентября 1942 года - линкоры «Харуна» и «Конго» (3-я дивизия линкоров) оставляют Куре и с двумя эсминцами («Макинами» и «Наганами») переходят на Трук. 10 сентября – выход в море в составе Второго флота вице-адмирала Кондо и Третьего флота вице-адмирала Нагумо, патрулирование у Соломоновых островов. 23 сентября – возвращение на Трук.

11 октября – выход линкоров 3-й дивизии Куриты с Трука для действий в районе Гуадалканала вместе с кораблями Второго и Третьего флотов.

12 октября 1942 года - линкоры 3-й дивизии оставляют соединение Кондо и Нагумо и при поддержке легкого крейсера «Исудзу» и девяти эсминцев двигаются к Соломоновым островам.

Легкий крейсер "Исудзу" (вид на 1944 год), напарник "Харуна" в боях у Соломоновых островов
Легкий крейсер "Исудзу" (вид на 1944 год), напарник "Харуна" в боях у Соломоновых островов

13 октября 1942 года - в 01.33 начало бомбардировки аэродрома Гендерсон-Филд на Гуадалканале. Линкоры «Харуна» и «Конго» истратили 918 (483 и 435 соответственно) 356-мм снарядов «тип 3» HE, первоначально разработанных как зенитные. Каждый снаряд «типа 3 НЕ» содержал 470 отдельных зажигательных суббоеприпасов. После израсходования снарядов HE линкоры продолжили бомбардировку менее эффективными бронебойными снарядами (типа AP). Линкоры Куриты уничтожили более 40 американских самолетов на земле. Крейсер «Исудзу» обстрелял батареи морской пехоты на Тулаги, вместе с эсминцами отбил атаку американских торпедных катеров. В 02.30 линкоры ушли на базу.

26 октября 1942 года - Бой у островов Санта-Крус. Линкор «Харуна» атакован летающей лодкой PBY «Каталина», но повреждений не получил, и 30 октября 1942 года корабль вернулся на Трук.

9 ноября - «Харуна» в составе боевой группы прикрывает корабли, участвующие в обстрелах Гуадалканала. 13 ноября 1942 года - первый морской бой за Гуадалканал. Линкоры 3-й дивизии обеспечивают дальнее прикрытие специальных сил, действующих в районе Гуадалканала.

15 ноября 1942 года – второй морской бой за Гуадалканал. После гибели «Хией» и «Кирисимы» линкоры 3-й дивизии уходят на Трук.

18 ноября 1942 года - 30 января 1943 года – экипаж линкора занимается боевой подготовкой, базирование на Трук.

Получилось немного суховато и "по-телеграфному" лаконично, что делать - форматы изложения могут быть разными. Сделаем небольшой перерыв, можно обсудить изложенное и дополнить. Возможно, кто-то найдет неточности в датах или событиях, вполне возможно, в разных источниках даты могут отличаться несмотря на наличие боевых и отчетных документов, и дело не только во временном сдвиге. Готовы уточнить детали.

Продолжение следует...

Другие статьи по линейный крейсерам типа "Конго" вы можете изучить ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ

Источники: Paul S. Dull. A Battle History of the Imperial Japanese Navy, 1941-1945. — U.S. Naval Institute Press, 1978. — 402 c.; Апальков Ю.В. Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы.10.1918-1945 гг.: справочник / Ю.В.Апальков. – СПб: Галея-Принт, 1997. – 176 с.; Далл, С. Боевой путь императорского японского флота: Морские битвы крупным планом, № 4 / С.Далл. – Екатеринбург: Сфера, 1997. – 382 с.; Дашьян, А.В. Линкоры Второй мировой в цвете. Самая полная энциклопедия / С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин, Токарев М.Ю, Кофман В.Л. – М.: Яуза, ЭКСМО, 2013. – 416 с.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Борьба за Гуадалканал – М: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2002. – 544 с.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном – М: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2002. – 640 с.; Печуниконис, Н.И. Корабль японского императорского флота «Kongo» (1912-1944)/ Н.И.Печуниконис// Бриз, №4, 1995.- С.1-22. Роско, Т. Боевые действия подводных лодок США во Второй мировой войне: Пер. с англ./Т. Роско.- М.: Изд-во «Иностранная литература», 1957. - С.356-359.; Рубанов, О.А. Линейные крейсера Японии. 1911-1945 гг./ Рубанов О.А.- СПб.: Издатель Муниров Р.Р., 2005.- 88 с. Шерман, Ф. Война на Тихом океане. Авианосцы в бою – М: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 1999. – 560 с.

Подписывайтесь, ставьте лайки, впереди еще много интересного, и книжных новинок; кто желает - может и помочь, кнопка ниже