Отечественный автопром пытаются спасти от полного развала, максимально упрощая требования к его продукции
Правительство России подготовило пакет мер господдержки автопрома. В частности, до конца года планируется, что наши заводы запустят производство универсальных автомобильных компонентов. В теории, это должно снизить их критическую зависимость от импорта комплектующих. Объем инвестиций в проект составит около 30 млрд рублей. Но если импортозамещения не произойдет, качество машин следующего поколения будет напоминать «Жигули» времен 90-х.
Альтернативные изделия
На днях на «АвтоВАЗе» приняли решение: объединить все линии сборки в одно производство. Сейчас отдельно собирают автомобили Lada Granta, отдельно – Niva, и на третьей линии - Lada Largus, Lada Xray, Renault Logan и Renault Sandero. Это приведет не только к снижению объемов производства, но и определенной «унификации» конечного продукта.
Ладу будущего станут собирать «из того, что было». В России вступает в силу регламент «О безопасности колесных транспортных средств, выпускаемых в особый период». Отечественные производители авто, которые испытывают трудности с поставками (а это – все производители), смогут использовать так называемые «альтернативные изделия». Т.е. неоригинальные, выпущенные кустарно в российских цехах.
Ранее подобным путем не шли, понимая, что он ведет к существенному снижению качества продукции. Теперь – это единственная возможность спасти автопром от полной остановки. Проект указа «О мерах обеспечения производства транспортных средств в условиях санкций и ограничений с поставками комплектующих» уже разработан.
- Вариантов работы у нашего автопрома два: полное прекращение производства или возврат к технологиям в лучшем случае начала 2000-х годов. Понятно, что останавливать заводы нельзя. Но к автомобилям, созданным на таких технологиях, не получится применять технические требования 2022 года, — отметил руководитель Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Среди правительственных мер поддержки автопрома - перенос на декабрь уплаты утилизационного сбора за 2021 год на конец 2022 года. Также на автопроизводителей распространяется возможность привлечения системообразующими предприятиями льготных кредитов под 11% на пополнение оборотного капитала. А Минпромторг поддержит госзакупки школьных автобусов и машин «скорой помощи» — размеры партий увеличат для поддержки производителей.
Сможем ли мы копировать Китай?
Теоретически, при совпадении массы идеальных обстоятельств, сегодняшняя ситуация может привести к постепенному импортозамещению и развитию собственного производства. Премьер-министр России Михаил Мишустин обнулил компенсации владельцам иностранных патентов из недружественных стран. Шаг, позволяющий отечественным компаниям, сохранить средства, ранее отправляемые на выплату иностранным изобретателям. Логично, что следующим шагом должна стать отладка производственного копирования продукции. То, чем последние десятилетия занимался Китай.
Но как показывают десятилетия политики «АвтоВАЗа», без наличия конкуренции на рынке шансов, что наши производители начнут системно вкладываться в качество и развитие технологий, мало. А глава Минпромторга «допустил возможность ухода из России ряда автобрендов». Хотя, в условиях тех санкций, которые на нас наложили, «допускать» уже не обязательно: в лучшем случае, у нас останутся предприятия по сбору китайских машин. Но и их могут вынудить уйти.
Поэтому, более вероятно, что, запустив выпуск самого необходимого, в Тольятти будут ориентироваться на принцип: «куда они денутся, и такое купят».
АвтоВАЗ, как крупнейший и самый высоколокализованный производитель легковых автомобилей в России, поддерживает принятие нового технического регламента с упрощенными требованиями», — сообщили в пресс-службе АвтоВАЗа. Схожее заявление сделали и в Группе ГАЗ. Если говорить о КамАЗ, то он будет возвращаться к моторам экологического класса Евро-2. Сейчас некоторые из моделей соответствуют Евро-4 и Евро-3.
- Для спасения отечественного автопрома правительством решено пойти по иранскому пути и позволить автозаводам выпускать что угодно, любого качества, по экологическим нормам любого уровня, до которого в состоянии опуститься завод, - объяснил автоэксперт Сергей Асланян. - Но чиновники Минпромторга, благословляя автопром на иранский путь «развития», изображают из себя цивилизованных людей и пытаются отвлечь наше внимание лишь экологической озабоченностью. Правительство дает понять, что меры — временные и через год все научатся выпускать собственную топливную аппаратуру, катализаторы, блоки управления. Предыдущих 30 лет нам не хватило, но теперь непременно получится.