Приступая к истории царя Давида, надо вспомнить, что помазан он был на царство, когда еще царем Израиля формально был Саул.
Пророк Самуил возвестил Саулу волю Божию:
ныне отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя (1 Цар. 15, 28).
Но Саул продолжал держаться за свое положение и добровольно отказываться от титула правителя не собирался.
В это время, Господь посылает Самуила в город Вифлеем, в дом Иессея и говорит пророку:
Я укажу тебе, что делать тебе, и ты помажешь Мне того, о котором Я скажу тебе. (1 Цар. 16, 3).
У Иессея было 8 сыновей и Бог указал на самого младшего — Давида.
Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. (1 Цар. 16, 12).
Давид был помазан на царство тайно. Сам он никому не говорил об этом, пока не взошел на престол официально. Но истинным и законным помазанником Божиим он стал именно в Вифлееме.
Несмотря на скрытность и негласность помазания, люди, с годами, все больше и больше убеждались, через проявления силы Божией, что с Давидом Бог, а значит только этот человек должен быть царем Израиля.
Но никогда, даже поддерживаемый народом и войском, Давид не мыслил о перевороте.
Наоборот, он уважает действующего царя, ведь он, хоть и отвергнутый, но все таки помазанник Божий и поэтому бережно относится к его жизни.
У Давида, приговоренного Саулом к смерти и преследуемого им, не один раз была возможность убить враждебного царя, но он всякий раз говорит своим воинам:
не подниму руки моей на господина моего, ибо он помазанник Господа. (1 Цар. 24, 11).
С таким трепетом и благоговением относился Давид к Таинству, совершенному над Саулом.
То есть, зная с юношеских лет, что царский престол принадлежит ему по праву, он не предпринимает никаких усилий, чтобы занять его.
Какой нам подан пример!
Ведь мы, простые граждане, часто, даже в мелочах и пустяках, по незначительному поводу в маловажных жизненных ситуациях, поступаем совсем по-другому.
Чтобы отстоять свою правоту и получить то, что принадлежит нам по праву, мы прибегаем к различным мерам: подключаем свои связи, обращаемся к юристам и в правоохранительные органы, в гневе используем физическую силу…
Нам недосуг ждать, когда за нашу правду заступиться Бог. Поступая вопреки Промыслу Божьему о нас, мы спешим все "исправить" своими силами, особенно тогда, когда чувствуем, что мы правы.
А Давид ни на кого не гневался, уповал на Бога и проявлял удивительное терпение. Такое незлобие и терпеливое упование на Бога называется кротостью.
Библейское и святоотеческое понимание кротости отличается от современного, презрительно-либерального понимания.
Кротостью в прогрессивном мире считается забитость, трусость, покорность, робость…
Но Библия называет Давида кротким и в то же время свидетельствует, что он был храбрым воином уничтожившим множество врагов Израиля.
Его отличием от царя Саула, который тоже истреблял врагов Израиля, было — незлобие. Саул был жестоким, по отношении к иным племенам, а Давид не испытывал ненависти. Он понимал, что нечестивые, бесноватые народы должны быть истреблены по воле Божией.
Таким был вождь и пророк Моисей, про которого в Библии сказано:
Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле. (Чис. 12, 3).
По представлению современных гуманистов и пацифистов, кроткий человек не может приговаривать к смерти и казнить, пусть даже за нечестие, тысячи своих единоплеменников.
Но вернемся к истории Давида.
Царь Саул совершает самоубийство. К Давиду прибегает воин и докладывает, в надежде на награду за хорошую новость, что Саул, враг Давида, умер.
Но у Давида нет радости. Он скорбит и плачет, даже о гибели своего врага, даже понимая, что Саул сделал ему и другим людям много зла, и в конце концов отвергнут Богом.
Однако, он в такой мере преисполнен любовью к своему врагу Саулу и преисполнен любовью к каждому человеку из своего народа, что в сердце у него есть только печаль, потому, что умирают люди не ведая Бога.
По сути, это христианский плач, это плач святоотеческий. Святые отцы, как например, преподобный Силуан Афонский, могли долгое время пребывать в таком плаче, когда молились за души попавшие в ад.
Ведь важно не то, — грешная это душа или безгрешная, а важно то, что она человеческая и ей в этот момент плохо.
По заповеди Христа, до такого духовного переживания должен возрасти каждый человек, когда видит страдания человеческие.
В этом коренное отличие от идеала "счастливого человека" гуманистов, исключающих любые страдания.
Так устроено, что избавить людей на земле от страданий невозможно, ведь благодаря им человек
- вразумляется,
- взрослеет,
- мудреет,
- приходит к Богу,
- обретает Царство Небесное.
А в Царство Небесное путь только один — через Крест, через добровольное несение своего Креста.
Еще один удивительный пример кротости показал Давид, когда он уже будучи царем, уклонился от сражения со своим сыном Авессаломом, предавшим его и проходя со своими воинами через одно селение, встретил негодного человека по имени Семей, который
шел и злословил, и бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида (2 Цар. 16, 5 - 6).
Телохранители хотели отрубить этому Семею голову, но царь остановил их
оставьте его, пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. (2 Цар. 16, 10).
Можно подумать, что Давиду сейчас не до Семея, идет гражданская война, его престол висит на волоске и он по-человечески стерпел это унижение.
Но о том, что Давид не имеет гнева, не питает ненависти к этому человеку и считает, что он поступил так с ним по воле Бога, говорит тот факт, что по прошествии времени, когда Давид возвращался в Иерусалим с победой, он не мстит Семею, а уповает на Бога.
Таким образом, кротость для нас неизвестное и неизведанное свойство человеческого характера.
Не имея послушания Богу, сочетаемого с незлобием и терпением, кротость для нас так и останется, в лучшем случае, скромностью.
Пишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу.
Чтобы канал "Духовные посевы" мог развиваться и сеять зерна веры православной, подписывайтесь и ставьте "палец вверх".
Читайте предыдущую статью автора: Библия о царской власти, избранности и особом ритме жизни