В последнее время просторах рунета замелькала информация о том, что история большой Колыванской чаши — фейк и оная чаша не является монолитом, а состоит из частей. Первоисточник инфы некто «Председатель СНТ», один из представителей, как они себя называют, «исследователей альтернативной истории».
Сначала Председатель провел собственное «расследование» и выяснил, что история с Колыванской вазой ("Царица ваз") шита белыми нитками, в ней куча противоречий и несостыковок, а значит история вазы - не более чем выдумка и всё было совсем «не так». Свои откровения Председатель записал на видео, смотреть с 12-й минуты:
Рассматривая старую книгу "Сибирский вестник" от 1820-го года, где описана история добычи, обработки и транспортировки некой большой эллипсоидной чаши из зеленой яшмы на Колыванской шлифовальной фабрике, он «выяснил» что эта история имеет серьёзные противоречия с «официальной» историей создания Царицы Ваз. Будучи уверенным в собственной непогрешимости и гениальности, Председатель важно надувает щеки и клеймит историков в своём ролике позором, даже не подозревая, как смешно выглядит сам, ведь выискивает несостыковочки он в историх создания двух разных ваз — большой чаши 1819-го года изготовления и Царицы Ваз 1843 года изготовления:
Т.е. «Сибирский вестник» описывает эту вазу, а Председатель, снимая для благодарной аудитории видеоролик, представлял в уме Большую Колыванскую Царицу Ваз:
Не знаю, понял ли Председатель со временем как знатно опозорился, но сдаваться он не стал и отправился в Эрмитаж, где заметил очередные «несостыковочки».
Вот его видео-ролик под громким названием «Лживые шедевры Петербурга» (см. с 04:15):
Председатель показывает некоторые особенности текстуры вазы, кажущиеся ему странными, приговаривая об обмане историков о монолитности чаши и способах ее изготовления:
«Вот тебе и монолит!» — радуется Председатель увиденному.
В чём же тут дело? Действительно, данные наблюдения, как минимум озадачивают. Что это? Отдельные куски яшмы, искусно соединенные вместе? Или облицовка по принципу мазаики, как на колоннах Исаакиевского собора, облицованных малахитом? Нечто иное? Поэтому, заинтересовавшись, я решил посмотреть на другие изделия из ревневской яшмы. Например, на саркофаг Александра 2:
Та-дам!!! — местами такие же «несостыковки» рисунка как и на чаше:
Но может, и саркофаг сделан по секретной технологии, которую скрывают историки? Окей, поглядим другие варианты:
Та-дам!!! ещё раз — на распиленной глыбе яшмы видны аналогичные резкие прерывания рисунка:
Или в продукции современного Колыванского завода видны похожие резкие прерывания рисунка линий:
Н-да... Не хочется расстраивать Председателя и его последователей, но судя по всему, такая картина прерывистости полос имеет сугубо природный характер.
А что касается монолитности вазы, то никто и не скрывает, что оная состоит из нескольких частей и в профильных изданиях об этом открыто говорится: