В мире, одержимом постоянно развивающимися технологиями, скромная индустрия настольных игр эволюционирует даже быстрее, чем девайсы. Сейчас можно купить настольные игры от независимых разработчиков или даже те, где в игровом процессе участвует приложение.
Ушли дни, когда настольные игры были просто хобби, потому что на многих площадках предзаказы на настольные игры собирают миллионы долларов. В соответствии со статистикой и прогнозами, в 2023 году рынок настольных игр превзойдет 12 миллиардов долларов.
Но как настольные игры пришли к такой популярности? Какова история настольных игр? Давайте вернемся на пару тысяч лет назад и узнаем ответ.
Сложно поверить, что первые настольные игры существовали еще до письменности, но в кургане Башур Хаюк были найдены 50 маленьких окрашенных и вырезанных камушков, чей возраст был оценен в 7000 лет, и которые были признаны компонентами самой старой настольной игры, известной человечеству. Аналогичные находки были сделаны вокруг Нила.
Какая же самая старая настольная игра, дошедшая до нас? Это Сенет, принадлежности для игры в который были найдены как раз на берегах Нила. Несмотря на свой весьма почтенный возраст — 5000 лет — даже в наше время это все еще интересная настольная игра. Процесс игры напоминает нарды, только вместо кубиков кидаются палочки, а потом игровые фишки передвигаются на выпавшее количество клеток. Эту настольную игру часто находили в домах знати, и, судя по всему, она имела какой-то религиозный подтекст. Другая настольная игра примерно такого же возраста — Мехен — дошла до нас без каких-то намеков на правила. Но наличие минимум двух типов игр намекает на то, что, возможно в Древнем Египте были магазины, где можно было купить настольную игру.
Чуть попозже, 4600-4400 лет назад в Месопотамии играли в другую настольную игру — Королевскую игру Ур. В ее состав входили два набора фишек, семь особых фишек и три четырехгранных кубика. По правилам она была похожа на Сенет, а со временем и вовсе эволюционировала в более современную настольную игру — нарды.
Нарды появились на территории современного Ирака примерно 4000 лет назад, хотя потом эта настольная игра распространилась на территорию Персии и Римской империи, где в нарды играли около 2400 лет назад. Правила нард были весьма похожи на современные.
Где-то 3400 лет назад появилась настольная игра Алькерк, которая затем попала в Европу. Затем примерно 2100 лет назад в трактате одного римского автора можно было найти упоминание еще одной весьма интересной настольной игры — Латрункули, которая при ближайшем рассмотрении оказывается прародительницей современных шашек со сходными правилами. Считается, что Латрункули выросли из Алькерка. Эта настольная игра была популярна у богачей, вследствие чего до наших дней дошло несколько роскошно украшенных наборов.
История игры, известной теперь как “Змеи и лестницы”, она же “бродилка” или “кинь-двинь”, которую теперь принято считать не очень интересной настольной игрой, восходит аж к 200 году до нашей эры, когда ее использовали для обучения детей, рассказывая им о борьбе добра и зла. В той версии настольной игры змеи “ели” игроков, изображая злодеяния, а лестницы позволяли подниматься выше, символизируя добродетели.
Разветвленнее всего оказывается путь такой широко распространенной настольной игры, как шахматы. Из одних источников следует, что около 400 года нашей эры существовала целая серия похожих настольных игр, известных под общим названием Тафл, популярных у германских и кельтских племен. В этой игре один участник управлял королем и его стражей, а второй — вдвое большей армией. Первому нужно было увести короля с поля, а второму — этому воспрепятствовать. Считается, что Тафл как бы имитировал набеги викингов.
По предположениям историков, в 6 веке нашей эры эта версия настольной игры попала в Индию, где называлась Чатурангой. В ней уже присутствовали колесницы, пехота, слоны и кавалерия, позже превратившиеся в ладью, пешку, слона и коня. Затем благодаря мусульманским торговцам Чатуранга вернулась в Европу, где ее переименовали в шахматы. Что интересно, единого свода правил шахмат не существовало до 1475 года, когда была создана первая книга про эту настольную игру.
Примерно в 1100 году в Китае появилась другая настольная игра — домино. Однако до 18 века домино не было распространено по всему миру, пока не появилось на Европейском континенте. На базе этой настольной игры французы создали головоломку, а в конце 18 века игра разошлась по всему миру благодаря колониальной Британской империи. Кстати, эскимосы Северной Америки развлекались за партиями похожую игру, используя кости животных.
Другая популярная настольная игра — Пачиси — была известна под множеством сходных названий — Парчиси, Парчизи и другими. Историю этой настольной игры удалось отследить до 16 век, когда в нее играли на территории современной Индии.
В 1612 году в Японии благодаря сегунату стали проводиться соревнования по настольной игре Го, победителям которых присуждались призы. Происхождение Го до сих пор неясно, хотя считается, что в нее уже играли в Китае около 3000-4000 лет назад. В то же время, некоторые ученые считают, что эту настольную игру придумали в Японии в 17 веке. Го считается одной из самых сложных для просчета игр, и только в 2016 году компьютер смог впервые обыграть живого игрока.
История современных настольных игр начинается в 20 веке, когда была придумала игра “Землевладелец”. В ней участники кидали кубики и ходили по кругу, покупая недвижимость и иногда попадая в тюрьму. Звучит знакомо? Да, эта настольная игра — предок “Монополии”. Она была создана с целью показать недостатки капитализма, но по иронии судьбы стала самой продаваемой настольной игрой.
В 1974 году вышла первая редакция настольно-ролевой игры Dungeon&Dragons, позволившей перевоплощаться в разных фентезийных персонажей и принимать решения, проходя проверки с помощью разногранных кубиков. В 1987 появились первые фигурки военной настольной игры Warhammer, а в 1995 Клаус Тойбер выпустил первую редакцию настольной игры “Колонизаторы”, положившей начало эпохе настольных игр новейшего времени.
В современных настольных играх используются самые разные плоды технического прогресса — от приложений-компаньонов (в некоторых настольных играх приложение — это неотъемлемая часть игры) до 3D-печати, позволяющей любому напечатать собственные миниатюры. Но в конечном итоге, несмотря на высокотехнологические устройства, настольная игра — это радость от встречи с друзьями, поэтому полностью цифровые игры никогда не заменят “живые” настольные игры.