Найти тему
Авиация на пальцах

Чудо с небес! 5 самых необычных летательных аппаратов в истории авиации

Оглавление

Летающий оладушек, огромный вертолёт похожий на жука, воздушный космодром, самолет в виде буквы "Х". Думаете все это фантастика? Нет, такое действительно существует и даже иногда летает, не верите? Сейчас расскажу и покажу.

Vought V-173

Летающие крыло (бублик) Vought V-173
Летающие крыло (бублик) Vought V-173

Первое наше чудо. Экспериментальный самолет вертикального взлета и посадки. Первый полёт это незаурядное творение совершило в 1942 году 23 ноября.  Да, именно полёт, оно взлетело и не просто взлетело, а развивало скорость до 222 км\час.

Экипаж состоял из одного человека, размах или, наверное, лучше будет сказать диаметр составлял 7.11 метров. Мог взять с собой до 1 тонны полезного груза.

Лётные испытания продолжались в плоть до 1943 года, V-173 стал прототипом для палубного истребителя той же компоновки Vought XF5U-1 Сейчас находиться в “Национальный музей воздухоплавания и астронавтики”. Он же музей Смитсоновского института.

Каспийский монстр

Экраноплан КМ (Каспийский монстр)
Экраноплан КМ (Каспийский монстр)

От чего-то очень маленького перейдём к чему-то очень большому. Да, честно говоря, нельзя сказать, что это прям самолёт. Скорее КМ (Корабль макет, дали эту аббревиатуру в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева.) является экранопланом. Принцип его полёта заключался в том, что он парил над водной гладью, за счёт отраженного воздуха от поверхности воды. Но он все же парил. Значит с натяжкой определим в самолёты, пускай будет самолёт-экраноплан.

Максимальная взлётная масса составляла 544 тонны. Размах крыла 37.6 метров длинна 92 метра. Развивал максимальную скорость до 500 км\час. Мог “лететь” на расстояние до 1500 км.

К сожалению, проект не прижился. Этот монстр вышел очень прожорливым и не самым простым в обслуживание и эксплуатации. Государственные чиновники так сами и не смогли определиться это самолёт или корабль и перебрасывали друг другу ответственность прям как горячую картошку. Испытания “Каспийского монстра” продолжались в течении 15 лет. В 1980 году по трагическому стечению обстоятельств произошла авария, жертв не было. Экраноплан оставался на плаву, но мероприятий по ремонту не проводилось и в конце концов он затонул.

Scaled Composites Stratolaunch Model 351

Самолёт космодром Scaled Composites Stratolaunch Model 351
Самолёт космодром Scaled Composites Stratolaunch Model 351

Продолжим еще одним здоровенным монстром.

Проект начали разрабатывать в декабре 2011 года. Предполагалось, что предназначение у этого гигантского летательного аппарата будет воздушный запуск космических ракет. Самолёт был представлен общественности 31 мая 2017 года. Первый полёт проведён в апреле 2019 года, продолжался он два с половиной часа, была достигнута высота более 5 километров, а максимальная скорость составила 304 км\час.

Конструкция представляет собой двухфюзеляжный высокоплан с 6 двигателями Pratt & Whitney PW4056 каждый с тягой до 28 000 килограмм. Размах крыла составляет 117 метров, длинна самолёта 73 метра. Полезная нагрузка 250 тонн. Шасси оборудованы 8 стойками с 28 колёсами.

В 2019 году, после первого полёта, проект столкнулся с финансовыми трудностями и встал на паузу. К 2020 году новые владельцы сменили вектор развития и отказались от запусков ракет, теперь Scaled Composites Stratolaunch будет заниматься запуском суборбитальных гиперзвуковых аппаратов. В апреле 2021 года самолёт снова поднялся в воздух в рамках новой испытательной программы и выполнил несколько маневров над пустыней Мохаве. Ждём продолжение истории этого прекрасного зверя.

Ames AD-1

Самолёт в виде буквы "Х" Ames AD-1
Самолёт в виде буквы "Х" Ames AD-1

Следующий наш гость — это самолёт в виде буквы "X".

Это экспериментальный летательный аппарат, был разработан в 1970х инженером Бертом Рутаном. На нём отрабатывалась концепция поворотного крыла.

Смысл заключался в том, чтобы для самолётов, летающих как на дозвуковых скоростях, так и на сверхзвуковых не менять стреловидность обоих консолей крыла целиком, а благодаря одному шарниру вращать само крыло. Это существенно снижает вес и упрощает конструкцию поворотного механизма. Предполагалось достичь впечатляющих результатов.

По предварительным расчётам схема с “косым крылом” имела на 15% меньше лобового сопротивления и на 14% меньшую массу по сравнению с самолётами, которые были оборудованы крылом “симметрично изменяемой стреловидности”.

Немного лётно-технических характеристик:

  • Размах крыла: 9.84 м;
  • Длина: 10 м;
  • Максимальная скорость: 274 км/ч;
  • Максимальная взлётная масса: 973 кг.

“Обкаткой” необычной машины занимались в NASA. В общей сложности AD-1 совершил 79 вылетов в течении всей программы, но так как все это мероприятие изначально планировалось как испытательный проект, самолёт совершил свой последний полёт 7 августа 1982 года, и программа была закрыта. Сейчас Ames AD-1 находиться в музее авиации Хиллер, штат Калифорния.

В-12 (Ми-12)

самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт В-12 (Ми-12)
самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт В-12 (Ми-12)

От маленького самолётика снова возвращаемся к гиганту человеческой мысли, да и гиганту на самом деле.

У нас тут самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт, когда-либо построенный в мире. Разрабатывался этот зверь для перевозки компонентов межконтинентальных баллистических ракет.

Ради удешевления и ускорения проектирования было принято решение использовать спаренные винтомоторные группы от Ми-6, установили 4 газотурбинных двигателя Д-25ВФ мощностью по 6500 л. с. каждый. Фюзеляж В-12 был выполнен в виде гигантского полумонокока. После первого полёта 10 июля 1968 года, в 1969 году был установлен мировой рекорд по грузоподъёмности для вертолётов. В-12 поднял груз массой 44 205 килограммов (для сравнения чуть больше массы танка Т-72) на высоту 2255 метров.

Несмотря на достигнутые результаты по грузоподъёмности, программа была признана неэффективной — к этому времени у военных отпала необходимость в вертолёте такого назначения, благодаря созданию более эффективных и более лёгких стратегических ракет на мобильных пусковых установках, а все потребности народного хозяйства и Вооружённых Сил успешно удовлетворялись вертолётами Ми-6 и Ми-10. Поэтому разработка В-12 была прекращена,

Сейчас В-12 можно увидеть в музей ВВС в Монино.

Это ещё не все необычные летательные аппараты, о которых я бы хотел рассказать. Увидимся во второй части.

Подписывайтесь, делитесь своими мыслями в комментариях, задавайте вопросы. До новых встреч в следующих статьях.

Предлагаю ознакомиться с материалом о эксперименте по управляемому крушению воздушного судна.

А тут узнать что общего между чайником и самолётом.