Найти тему

Про острова и поездки. Черногория.

Национальный парк Дурмитор
Национальный парк Дурмитор

Сегодня дождь и воспоминания. Я разбираю фотографии. Эта история про Черногорию, где я была много раз за десять лет. Летом, зимой и осенью.

В Черногорию меня привезла Женя. Вот, мы сидим с ней на лавочке в горах Дурмитор. В самом сердце страны. Эта наша лавочка. И наша традиция. Женя маленькая. Я большая. Женя научила меня много ездить. И делится хорошим. Она привезла меня. Я сестру, племянницу, много подруг. За десять лет мы объездили всю страну, трижды разбили машину. В горах осенью и зимой небезопасные дороги. Увидели то, что редко выпадает туристам. Но Женя говорит, что видели далеко не всё. В этих поездках я много фотографировала. Вот часть этих фотографий:

Мост Джурджевича
Мост Джурджевича

Это знаменитый мост через реку Тара. Дорога идёт на Белград. Я не буду рассказывать его историю. Упомяну только, что в 41 году, в войну, его взорвали. После восстановили.

Эту фотографию я сделала в сентябре 2014 года. Мы путешествовали в дождь, в горах рано темнело. Сезон закончился. Все гостиницы закрылись. Кроме самой большой, у начала моста.

Опоры моста Джурджевича
Опоры моста Джурджевича

Я проснулась до рассвета. Туман был кисельной густоты. В невидимой пропасти неслась переполненная Тара. Моросил дождь. Я вышла на мост. На Белград проезжали редкие машины. Все мне сигналили. Моя фигура пугала их. Я думаю, что была единственным человеком на дороге в горах. До сих пор помню, как начало светать, и туман поплыл в реку с гор. Это было величественно и необычно. И немного страшно. Я повернула назад.

Мост Джурджевича
Мост Джурджевича

Это самое мистичное зрелище за всю мою жизнь. Туман в горах. Дождь. Ощущение, что ты последний человек на земле.

Горы каньона Тары
Горы каньона Тары

Каньон реки Тара второй по глубине в Европе. Там абсолютно необходимо побывать, если вы будете в стране.

А через два часа мы спустились к реке. От тумана не осталось и следа. И приехали вот эти отчаянные любители речных порогов. А Тара бешенная река!

Река Тара
Река Тара

Я считаю, чтобы увидеть что-то новое, необычное - нужно хорошенечко заблудиться. Вот так, заблудившись однажды, мы встретили лошадь в оливковой роще.

Оливковая роща
Оливковая роща

Эта оливковая роща на несколько тысяч деревьев. Целый лес оливковых деревьев. За городом Ульцинь, на побережье Адриатики, на границе с Албанией.

Мы искали пляж с серым песком Ада Бояна. И деревню рыбаков, чтоб поесть тысячелетнюю чорбу. Женя сказала, что там есть таверна, где варят бесконечный рыбный суп. Когда он заканчивается в огромном котле на открытом огне, усатый суровый повар просто добавляет речной воды. Или подкидывает рыбёшку. Сладкий репчатый лук. Или паприку. Суп кипит день и ночь, а когда повар стареет - передаёт поварёшку сыну. И вечный суп благоухает без конца.

Я думаю, Женя прикалывалась надо мной. Она знает, как я люблю красивые истории. Но я верила свято. Выспрашивала подробности. И, обсуждая тысячелетнюю чорбу, мы свернули не туда. Ульцин мы миновали, взобрались на гору. Полюбовались сумасшедшим видом на море. И въехали в оливковую рощу.

Что меня поразило? Солнце светит сквозь толстые стволы. Они свиты из множества жгутов в одно мощное основание. И увенчаны серебряными кронами.

Оливковые деревья
Оливковые деревья

И никого, кроме лошади. Мы вернулись через два года, в сезон сбора оливок, чтоб узнать, что роща принадлежит коммуне. Прямо наши шесть соток. У каждой семьи несколько деревьев. И знакомая лошадь опять там гуляла. Как тысячелетний суп - она в оливковой роще навсегда. До супа мы не доехали.

Старый Бар
Старый Бар

Зато доехали до Бара. Все руины в мире для меня одинаковы. Кроме черногорских руин. Большинство старых городов на побережье имеют вид, от которого мне было трудно дышать. Я так и ходила по Черногории с открытым ртом.

Ещё в этих старых городах живут люди. Так и живут себе, в пятисотлетних домах.

Просто дом 42
Просто дом 42

Племянница моя, дочь сестры. Екатерина. Ей Черногория тоже понравилась. А чем понравился дом 42 - не помню.

Кроме людей на черногорских улицах обитает множество котов. Со многими из них я близко знакома. Когда приезжаю, сразу покупаю мешок корма. Хоть местные коты и без меня не бедствуют.

Достаёт куриную ногу
Достаёт куриную ногу

В богатом городе Котор есть целая площадь необыкновенно наглых котов. Воняет там кошачьим лотком и всегда полно умиляющихся туристов, которых привозят целыми кораблями. Мне кажется, их привозят специально, чтоб они покормили котов.

Которский кот
Которский кот

- "А что там, на Луштице, Драгица?"

- "На Луштице, Женя, ништа.."

Это мне Женя рассказывает, что знакомая черногорка думает, что на Луштице ничего интересного. Луштица выдаётся в море длинным языком, который мы рассматриваем вечерами с набережной Херцег-Нови. Мы всегда останавливаемся в Херцег-Нови. Это самый "русский" город Черногории. В самой "русской" стране Балкан.

И не потому, что там русских больше, чем в Москве. Просто небольшая христианская страна тесно связана исторической судьбой с Россией. Как и Сербия, и Кипр. Но это отдельная история. Я про Луштицу. Что есть на Луштице? На Луштице самое большое количество солнечных дней в году, кипарисовые рощи. И эта яблоня.

Вечная яблоня
Вечная яблоня

Она в деревне рыбаков, и древнее на вид самой старой оливы.

Дорога к храму
Дорога к храму

На Луштице множество храмов со старыми кладбищами, где могилы не копают, а вырубают в белом камне. - "Хорошо тут, наверное, лежать, - сказала мне как-то Женя - в такой чистоте.."

И ещё заросли земляничного дерева, которое не дерево, а куст. И из которого черногоры делают отменный алкоголь.

Земляничное дерево
Земляничное дерево

Это единственное дерево, из виденных мною, которое одновременно цветёт и плодоносит. Я, конечно, наелась ягод. И у меня дико болела голова.

Ещё на Луштице лучшие в мире закаты. Про пляжи я и не говорю.

-16

Я привезла в Черногорию сестру. А она, на следующий год, мужа, Андрея. А он привёз удочки. Чем осложнил нам жизнь. Надо ехать, а он рыбу ловит!

 Пераст
Пераст

Пераст - один из древнейших городов Черногории. Только про него можно говорить три часа. Хоть там три улочки.

Пераст
Пераст

И этот вид на Боко-Которский залив – самый южный фьорд в Европе.

Там мы останавливаемся в сотый раз, чтоб выпить чашку кофе перед долгой дорогой по побережью.

-19

Потом мы заезжаем во все маленькие городки вдоль дороги. А когда приезжаем в Будву - начинается шторм,

Старая Будва
Старая Будва

и нас едва не уносит ветром с крепостной стены. А после я фотографирую приморские ели с самыми длинными иголками на свете.

-21

А потом мы пойдем обедать. И нам приносят знаменитые не только своим вкусом, но и огромным размером блюда.

-22

Однажды, в ресторане на Скадарском озере, я видела как плакала над десертом непостижимого размера худенькая девушка. Но мы не такие. Мы учёные. Мы берём одно мороженое на двоих.

Сестра Наталья, подруга Татьяна. И десерт....
Сестра Наталья, подруга Татьяна. И десерт....

Глядя на мои фото можно подумать, что в Черногории всегда дождь. Нет, просто мы путешествуем не в сезон, зимой или ранней весной. Редко - летом. Но зимой дожди там зачётные. И зонты хороши. Лучший черногорский сувенир - крепкий и красивый зонт.

-24

Иногда бываем летом. Покупаем персики на набережной.

Набережная. Город Котор.
Набережная. Город Котор.

Обязательно приезжаем полюбоваться на Свети-Стефан - самое знаменитое место Черногории.

Свети-Стефан
Свети-Стефан

Но я больше люблю эту страну не в сезон. В непогоду, когда мало людей. Пусты мощёные улицы. Когда пылает осень в самых синих горах на всей земле. Я даже хотела купить там дом. Потом поняла, что есть много прекрасных мест на земле, где хорошо гостить, а потом возвращаться домой. И Черногория- одно из лучших.

Гранаты
Гранаты

А началась эта любовь в 2012 году. С ветки гранатов под холодным дождём. Которые лопаются от спелости, и раскрываются, как цветы. Потом было много всего. Но для меня это символ щедрой страны.

На улице проливной дождь. Никак не дождаться тепла. Я вспоминаю. Путешествие длиной в десять лет.