«Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».» (Мф. 25: 21).
Некоторые люди считают, что пост вообще не нужен христианину, также, как и правила, такие, например, как подготовка к Причастию Святых Христовых Тайн и называют минусы, которые есть в этом; такие, например, как то, что на это требуется время, сложность приготовления, ненужность поста, потому что «главное любовь, а пост не важен и Богу не нужен» и т.п. Конечно, это не главное и спасает не пост и не правила, а Бог. Но на самом деле, всё, что установлено Церковью, установлено не просто так, а по воле Божией. И нужно находить, и видеть в этом хорошее и извлекать пользу для себя. А пользы очень много. И пост, и правила являются средствами, чтобы мы могли очистить сердце и исполнять волю Божию, исполнять заповеди любви к Богу и людям. Верность начинается в малом. И если человек неверен в малом, это может привести потом к тому, что и во многом он не будет верен, за этим может крыться бо́льшее. Хотя конечно бывают разные обстоятельства, бывает совсем нет сил, здоровья, времени, у всех всё индивидуально, но мы рассматриваем общие случаи.
Так в чём же польза постов и правил, установленных Церковью для содействия спасению душ наших? Всё это дисциплинирует человека и развивает силу воли, терпение, послушание воле Божией, помогает в борьбе со страстями и врагами – бесами. Если давать волю страсти всё время, то она может расти и всё глубже пускать корни, укореняться в душе, так что потом очень трудно будет искоренить её. А страсти – это болезни души; и если болезни тела временны, то болезни души простираются в вечность. А если господствовать над страстью усилием воли, призывая помощь Божию, то страсть будет уменьшаться, она будет под контролем, а не бесконтрольно господствовать над разумом. Чревоугодие – это смертный грех. Бес чревоугодия склоняет к этому греху человека, подчиняя его волю себе, если не давать ему отпор. А если не господствовать разумом над страстью, то влияние этого духа злобы поднебесной на душу может возрастать.
А за чревоугодием может скрываться много зла. От чревоугодия возрастает гордость, эгоизм, леность, блудная страсть, жадность и другие страсти. Какой бес чревоугодия ленивый, эгоистичный, как и все бесы, думающий только о еде, тоже он передаёт и душе, учит её этому, пытаясь сделать себе подобной, чтобы низвергнуть во ад. Этот дух злобы поднебесной – противник воли Божией, готов всё продать за еду, этому учит и человека, что нужно побольше вкусной еды, комфорт. Во времена антихриста, как говорят пророчества, людям будут предлагать: «хлеб или крест». Те, над кем главенствует эта страсть – чревоугодие, им трудно будет отказаться от комфорта и выбрать крест. Так можно и душу сгубить для вечности, думая о ублажении плоти. Вообще Господь говорит, что нельзя служить двум господам: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.» (Мф. 6: 24). Если бог - это чрево, то как служить истинному Богу? Ведь ленивому человеку, пристрастившемуся к еде или другим земным благам, к комфорту трудно делать подвиги, служить Богу и ближним. Он привык угождать себе. Можно вообще в грубых формах, если пребывать в этой страсти, дойти до того, что чтобы побольше поесть, оставить голодным человека, которому вообще нечего есть, без еды, думая только об ублажении своего чрева. А подготовка к Причастию Святых Христовых Тайн необходима для нас же самих – пост, молитва, Исповедь. Это в интересах самого же человека, чтобы причаститься не в осуждение себе. Ведь нужно очистить сердце перед Причастием, подготовить место для Христа, как можно лучше, как можем, изгнать нечистых духов, чтобы они не распинали Христа, а мы за это не понесли наказание в этой жизни или в будущем веке. Хотя страх или оправдание своим недостоинством не должны быть препятствием к Причащению. Можно сделать всё от нас зависящее, а в остальном уповать на милосердие Божие и не лишать себя радости Причащения. Ведь Господь очищает нас от грехов и даёт силы бороться с ними. Или если потакать лености, то можно пройти мимо чужого горя, не посетить храм, не помолиться за ближних и за себя, а молитва приносит огромную пользу. Уступив страсти в малом, потом можно и Христа предать ради сохранения жизни и земного благополучия. Ведь мученики, которые шли на смерть ради Христа, молились и постились, были верны сначала в малом, а потом и во многом. Об этом можно прочесть в их жизнеописаниях. Они господствовали над своими плотскими страстями по примеру Господа Иисуса Христа. Господь преодолел искушения от сатаны в пустыне, показав нам пример. (см. Мф. 4: 1-11). «Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сём сохранит её в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.» (Ин. 12: 25-26).
Поэтому посты и молитвенные правила нужны, так как они дисциплинируют человека, уменьшая действия страстей чревоугодия и лености, да и других страстей тоже. Вообще огромная польза для души от поста и молитвы. Только здесь также необходим средний путь: пост и молитвенные правила нужно брать по силам, чтобы были силы на творение дел милосердия и других дел, чтобы не возникало ропота и изнеможения.
«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12).