На «удаленку» школьников начали отправлять в марте 2020 года. Ученики изучали новые темы, повторяли старые и записывали на видео занятия по физкультуре дома за компьютерами и ноутбуками. Все больше родителей начали видеть в онлайн-образовании реальную возможность помочь своим детям в учебе и поправить их оценки. Именно в это время я пришла в онлайн-образование и приятно удивилась новым возможностям. Процесс обучения организован грамотно и удобно, более того, у такого формата огромный потенциал, который я три года раскрываю все больше. В этой статье я хочу рассказать о нескольких аспектах работы в онлайн-школе, о свободе выбора и настоящем индивидуальном подходе.
1.Стратегия обучения для каждого ученика
2.Свободный формат урока
3.Игровые технологии
4.Организации процесса: на чем и когда
5.Доверие к учителю
Стратегия обучения для каждого ученика
После диагностического урока для каждого ученика разрабатывается индивидуальная программа. Она зависит от нескольких факторов: запросы родителя, уровень знаний ребенка, школьный план по выбранным предметам. Обычно родители хотят, чтобы ребенок еще раз прошел темы, которые не понял, заранее изучил новую тему. Еще один популярный запрос: «хорошо сдать ВПР». В таких случаях мы с учеником не только закрываем пробелы, но и устраиваем уроки-практикумы, на которых решаем задания из проверочных работ и разбираем каждое их них.
Свободный формат урока
У онлайн-учителя тоже есть требование вести уроки по ФГОС. Но мы в такой урок можем добавить супергеройский, пиратский или фэнтезийный сюжет, где ученик— главный герой, а учитель — его верный помощник. В итоге ученик справляется с новой темой, учится работать в команде, а главное — чувствует свои успехи.
В онлайн-школах у ребенка нет оценок, а значит нет и страха «принести домой гуся». Зато в качестве награды он получает игру, раскраску или тест «какой ты мемный песель».
Выбор сюжета (а их очень много, от классического геройского до поиска предателя) зависит от фантазии учителя и помогает ученику справиться даже с самой сложной темой. На своих уроках я использую упрощенную версию D& D (ролевая игра в реальности, где ребенок спасает королевство решением примеров), битвы-стратегии с персонажами из игр и мультфильмов.
Игровые технологии
Я работаю учителем начальных классов, и использование игр во время урока повышает эффект от занятия и мотивацию ученика в дальнейшем. Для каждого возраста и каждого конкретного ученика свой отдых: игры-переодевалки, крестики-нолики, тесты на знание Brawl Stars или Майнкрафт. Даже кроссовер-стратегия (где драконы бьют врагов огненным хвостом, летучие мыши бросают дымовые бомбы, а Грут из Marvel создает стену из дерева). В некоторых онлайн-школах учителей ограничивают в играх, в других — дают возможность даже придумывать собственные.
У родителей часто возникает вопрос: «А как же знания? Вы же все время играете!». Каково же бывает их удивление, когда ребенок после наших уроков (а играм мы отводим не больше 5-7 минут из 50) приносит домой «пятерку» за тест, к которому он не был готов еще неделю назад!
Организация процесса: на чем и когда
Пик занятий приходится на промежуток с 4 часов дня до 8, что удобно и для учителя (начало дня в твоем распоряжении), и для ученика. Дети уже отдохнули и могут воспринимать учебный материал. Удобно и для родителей: они выбирают время, когда смогут присутствовать на уроке и обсудить возникающие вопросы. При этом присутствие рядом мамы или папы вовсе не обязательно. Например, родители моей самой первой ученицы я видела всего 1 раз на первом занятии, а занимались мы с ней целый год!
Другой вопрос — техника. В онлайн-школах просят родителей обеспечить хороший интернет, звук и видео. Для этого лучше всего подходят компьютеры и ноутбуки, но подойдут и планшеты. Некоторые ученики занимаются и со смартфонов, но с ними сложностей куда больше.
Доверие к учителю
Один из любимых аспектов работы. Я хорошо общаюсь со своим классным руководителем, хотя (прошло уже много лет). Но в онлайн-школе подружиться с ребенком куда проще. Причин тому несколько:
1.Мы занимаемся тет-а-тет. Рядом с ребенком нет одноклассников, которые отнимают время, а могут и высмеять за «дружбу с училкой».
2.Мы не ограничены правилами школы. Я веду уроки по ФГОС, но также добавляю интерактивные сюжетные игры.
3.Учителя онлайн-школ обычно молодые парни и девушки. Из-за этого ученики воспринимают нас не как «строгую Маривановну», а как «Олю» или «Сашу».
5.Ребенок учится в комфортной домашней обстановке. Поэтому учитель, хоть он и не рядом, превращается почти что в гостя.
На уроках ученики показывают мне своих домашних животных (мопсы и шиншиллы — самые забавные), хвалятся рисунками, рассказывают про награды в онлайн-игре. Дружеское общение позволяет мне найти пробелы в знаниях у самих учеников, а иногда и причину плохой оценки, которую дети скрывают даже от родителей.
Иногда ученики и учителя обмениваются опытом и помогают друг другу искать новые хобби. Мы с ученицей показываем друг другу браслеты и подставки под чай из эпоксидной смолы.
На уроке есть несколько приятных для ребенка этапов:
Мы обмениваемся новостями. «А я вот это нарисовала», « я наиграл 300 часов в Роблаксе и выбил крутой лут» и тут я либо показываю свои рисунки, либо рассказываю про любимую игру;
Ребенок сам выбирает отдых. Крестики-нолики, морской бой, какой-нибудь сюжет или просто поболтаем — на что у него сегодня есть настроение?
Мои ученики живут на разных концах страны: Москва, Санкт-Петербург, Электрогорск и даже Мурманск! Если бы у меня была карта, гвозди и красная нить, линии тянулись бы во все стороны страны.
Побывав в онлайн и офлайн-школах, я выбрала онлайн. Комфортный график, дружеское общение с учениками и теплый плед, который никто не видит, а он есть.