Найти тему
Очерки домоседки

С прабабушкой не соскучишься! Гадание в Сочельник.

картинка из открытых источников (Яндекс картинки)
картинка из открытых источников (Яндекс картинки)

Копирование, размножение и размещение на других интернет-ресурсах и в социальных сетях, перепечатка ЗАПРЕЩЕНЫ без моего ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ, в соответствии с законом об авторских правах. Если хотите поделиться моей публикацией СДЕЛАЙТЕ РЕПОСТ

Я уже писала в предыдущих рассказах, что моя Прабабушка Поля была очень верующим человеком. По этой причине она никогда не играла в карты, считая это грехом, не использовала в речи бранные слова. Самым страшным ругательством у неё было: - Ах, вы ж собаки таки! Употребляя слово «зараза», она обязательно потом крестилась и говорила: - Прости, Господи! После принятия пищи, она, глядя на образа в углу комнаты, неизменно приговаривала: - Господи, благодарю за пищу! Царствие небесное всем сродникам помершим, а живым дай Бог здоровья! Когда нам с сестрой было три и четыре года ( погодки), мы часто болели и не ходили в детский садик. Прабабушка Поля тут же явилась к нам в дом добровольной нянькой. Времена были самые «советские», иконы, завёрнутые в полотенца, прятали по шкафам и шифоньерам. В моде были серванты, мебельные стенки. Родители расстарались и приобрели такую темно-коричневую стенку. Как водится, в ней было отделение с посудой за стеклянными дверцами ( пылесборник, требующий регулярной протирки ), куча ящичков и дверок и ниш. В одной из таких ниш в верхней части стенки стояли книги, в том числе с портретами авторов на обложке : Пушкин, Толстой, Гоголь. За неимением икон, прабабушка Поля молилась и кланялась этим портретам и даже как то пыталась выяснить у отца: чего это за образа и нет ли жития этих «святых». Родители посмеивались, по –доброму, над причудами прабабушки, но «образа» по углам не вешали. Отец был коммунист, дед парторг, куда ж тут образа?! В доме бывали в гостях «специалисты» - инженеры, булгахтера, экономисты. Не хухры –мухры, а сельская интеллигенция! И образа никак не вписывались в эту картину мира. Но прабабушка Поля никому своих верований не навязывала, в душу не лезла. С ней было легко и хорошо!

А однажды, она, даже, рассказала, как она согрешила в Рождество и гадала на своё будущее. Далее от её лица:

- Ну, чого ж, забрали моёго Сэмэна на войну. Попав вин у пехоту. Забралы ёго у сентябри мисяци. Письмы пысав рэгулярно, а тоди перэстав. Вжэ снигу богато було! Та таки сугробы здорови! А в мэнэ сэрдця нэмае: дэ вин, шо з ным, чи ранэтый, чи може вбытый. Молю Бога каждый дэнь: - Сохраны ёго Матэрь Божа! Хай бэз рукы и бэз ногы, тилькэ б живый прийшов! И оце ж я от тиих пэрэживаний надумала погадать у канун Рождества. Одна баба стара мэнэ навчила: - Як пэрва звизда на ниби взойдэ, так посидают уси за стил, вэчерять. Возьми пирижок, одкусы, та нэ йиж, а дэржи во рту. И нэ балакай ны з кым. Выходь на двир, та слухай. Шо почуешь, того тоби и ждать у цёму годи.

Я ж так и зробыла, як она наказувала. Одкусыла пирижок, накынула «плюшку» ( плюшевый жакет) тай и выйшла на двир. Стою, слухаю. Никого немае, на ниби зирок повно. Ну, думаю, мабудь зазря я гриху набыралась. Нычого и нэчуть. Вже собралась у хату идты. Як чую, шо у сусидыв мужыкы забалакалы и началы доскы кыдать у двори. Чи складалы, чи носыли нэ знаю шо оны з ными робылы. Тилькэ гарно чуть як деревьяни доскы стучать, бах-бах. В мэнэ и душа уся обмэрла. Думаю: Цэ ж к гробу! Доскы стучать, мабудь убьют моёго Сэмэна. А може и немае ёго вже осэредь живых…Заплакала я тай пишла у хату..А черэз нэдилю похоронка прийшла. Напысано, шо вмэр вин у госпитале от ран, а похоронэтый у братской могиле у городи Бежэцькэ.
О так я погадала. Одын раз улизла в грих. Так, Господь мэнэ и наказав за то.

( А теперь по русски: - Ну, что ж, забрали моего Семёна на войну. Попал он в пехоту. Забрали его в сентябре месяце. Письма писал регулярно, а потом перестал. Уже снега много было! Такие сугробы большие! А у меня сердца нет: где он, что с ним: может ранен, может убит? Молю Бога каждый день: - Сохрани его Матерь Божья! Пусть без руки и без ноги, только чтоб живой пришёл! И вот же я от этих переживаний надумала погадать в канун Рождества. Одна старая женщина меня научила: - Как первая звезда на небе взойдёт, так сядут все за стол, ужинать. Возьми пирожок, откуси, но не ешь, а держи во рту. И не разговаривай ни с кем! Выходи во двор, да слушай. Что услышишь, то и ждать тебе в этом году.
Я так и сделала, как она наказывала. Откусила пирожок, накинула плюшку( плюшевый жакет) и вышла во двор. Стою, слушаю. Никого нет, на небе звёздочек полно. Ну, думаю, зря я , наверное, греха набиралась. Ничего не слышно, уже собралась в хату уходить.
Вдруг, слышу, что у соседей мужчины заговорили, начали доски кидать во дворе. То ли складывали, то ли носили, не знаю, что они с ними делали. Только хорошо слышно, как деревянные доски стучат: бах-бах. ВУ меня и душа вся обмерла! Думаю: это к гробу! Доски стучат, наверное, убьют моего Семёна. А может и нет его уже среди живых….Заплакала я и пошла в хату. А через неделю похоронка пришла. Написано, что умер он в госпитале от ран, а похоронен в братской могиле в городе Бежецке.

Вот так я погадала. Один раз влезла в грех. Так Господь меня и наказал за это.

Фото из открытых источников в интернете (Яндекс картинки)
Фото из открытых источников в интернете (Яндекс картинки)

Прабабушка Поля хорошо говорила по -русски, но и «по - хохлячьи» шпарила не хуже. Эту историю она почему то решила поведать на языке хохлов ( обрусевших украинцев), потому и я пересказала так же, чтоб сохранить непередаваемый колорит этого рассказа.

На могилу своего мужа она попала после войны. Младший сын отвёз ее оплакать захоронение любимого Семёна.

Она выстояла в одиночку. Вырастила детей, помогла воспитать внуков и правнуков. В здравом уме и твёрдой памяти, оставаясь до последних дней жизни, она дарила своё жизнелюбие и неиссякаемый юмор всем вокруг себя. До сих пор помню историю, когда мы с сестрой дружно скакали на диване, ухватившись за его спинку. Диван жалобно скрипел и уже готовился выстрелить замученными пружинами. Мы радостно хохотали и , раскрасневшись, продолжали своё увлекательное занятие. Прабабушка Поля, улыбаясь наблюдала за нами и , наконец, изрекла: - Девчата, та сели бы, та побалакали бы! Поки ж его плыгать?!

Ни крика, ни раздражения, ни наказания, но мы сели и начали «балакать» с прабабушкой. Эта притягательная магия доброты, искренней ласки и ПОНИМАНИЯ детских душ лилась на нас нескончаемым потоком. Какое счастье, что мы в детстве испытали на себе прабабушкино воспитание! И как, порой, жаль современных детей, сидящих в своих гаджетах и не умеющих общаться со своими родителями, говорить по душам, чувствовать друг друга. Конечно, не все такие, но, к сожалению, есть и довольно много. И я иногда думаю, вот бы современным детям по бабушке, которая бы рассказывала сказки, пекла настоящий русский хлеб, делилась опытом своей жизни и воспоминаниями о войне, жизни в прошлом веке. Глядишь бы, современные подростки знали бы историю своей страны и уважали героев ВОВ. Мы ходим на митинги 9 мая с фотографией деда Семёна, который год участвуем в шествии Бессмертного полка. И, думаю, это заслуга прабабушки Поли, которая примером своей жизни учила нас уважать и помнить погибших в той Великой войне.

Если вам понравился рассказ, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Жду ваших отзывов и комментариев!
Благодарю всех моих читателей!