Первое, что должен предоставить продавец покупателю — это документ, на основании которого за ним было зарегистрировано право собственности на квартиру. Этим документом может быть:
- договор купли-продажи, если квартира была куплена;
- договор мены, если квартира была приобретена вследствие обмена одной квартиры на другую;
- договор долевого участия в строительстве, если квартира была приобретена у строительной компании на первичном рынке;
- договор на передачу квартиры в частную собственность, если право на квартиру возникло вследствие приватизации;
- свидетельство о праве на наследство по закону или по завещанию, если продавец унаследовал это имущество после смерти предыдущего собственника;
- договор дарения, если продавец получил эту квартиру в дар, необязательно от близкого родственника;
- договор ренты;
- решение суда, согласно которому за продавцом в судебном порядке признано право собственности на квартиру.
Следующий документ, который обязательно нужно попросить у продавца, это документ, полученный им в Росреестре:
- свидетельство о государственной регистрации права (для объектов недвижимости, право собственности на которые было зарегистрировано в период с 01.01.2000 года по 14.07.2016 года);
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданная Росреестром (для объектов недвижимости, право собственности на которые было зарегистрировано в период с 15.07.2016 года по 31.12.2016 года);
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), выданная Росреестром (для объектов недвижимости, право собственности на которые было зарегистрировано в Росреестре после 01.01.2017 года).
Этот документ подтверждает регистрацию права собственности продавца в Едином государственном реестре недвижимости. В нем указывается фамилия, имя, отчество собственника, адрес объекта, кадастровый номер, дата регистрации и номер записи в Едином государственном реестре, а также информация об арестах и обременениях, если таковые имеются. Такой документ должен быть у всех продавцов квартир, которые приобрели их после 01.01.2000 года.
Если договор купли-продажи был оформлен до 2000 года, например, в 1997 году, внимательно посмотрите на договор. Раньше, до 2000 года, регистрацией договоров занималось Бюро технической инвентаризации (БТИ). Покупатель квартиры обращался в БТИ, и там его данные как нового собственника вносили в реестр, а на договоре ставили штамп, на котором указывали реестровый номер и дату внесения записи, и печать.
Штамп БТИ может отсутствовать на некоторых договорах, заключенных до 2000 года. Исключение — договор на передачу квартиры в частную собственность граждан (то есть договор о приватизации). При регистрации такого договора БТИ выдавало Регистрационное удостоверение, в котором была указана дата регистрации и номер регистрационной записи в реестре БТИ, а также фамилия, имя, отчество собственника и адрес объекта.
Для выписок нет срока действия, но важна не бумага выданная на руки, а наличие записи о праве в ЕГРН, так как именно она удостоверяет факт принадлежности имущества тому или иному владельцу. Таким образом, непосредственно перед сделкой следует в любом случае проверять действительность права на текущую дату, запросив выписку из ЕГРН.
А для объектов недвижимости, купленных до возникновения процедуры регистрации в ЕГРН, лучше запрашивать не только выписку из ЕГРН, но также и две справки из БТИ: о принадлежности и об отсутствии арестов и обременений. Выписка из ЕГРН в данном случае не предоставит сведений о собственнике; однако подтвердит, что никакое иное лицо не является владельцем данного имущества, а также подтвердит, что на объекте недвижимости нет арестов и обременений, которые могли быть наложены после 01.01.2000 года.
Если статья оказалась полезной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение!