Найти в Дзене
Читай & Мысли

«Курьер» «над пропастью во ржи»

Эти два персонажа – Иван Мирошников и Холден Колфилд – имеют много общего. Помните идею книги Сэлинджера «Над пропастью во ржи»? Идея в том, что взросление – болезненный процесс, отказ от чистоты и искренности, почти «изгнание из рая». Главный герой переживает внутренний кризис, потому что ему открылись эти истины.

Холдену 16 лет. Он должен войти в мир взрослых, у него нет другого выхода. Но для него это всё равно что свалиться в пропасть, и он фантазирует о том, что хорошо бы кто-то предостерегал и спасал детей, резвящихся «над пропастью во ржи».

Ивану Мирошникову – герою фильма (а до этого – повести) К. Шахназарова «Курьер» – 17 лет. Он оканчивает школу и тоже начинает взрослую жизнь, и нравы взрослых ему так же противны, как Колфилду.

обложка книги + кадр из x/ф "Курьер", 1986
обложка книги + кадр из x/ф "Курьер", 1986

Неслучайно история «Курьера» начинается с развода родителей Ивана. Парень впервые видит, как глупо и беспринципно могут вести себя взрослые – его самые близкие. Отец запросто бросает мать (её играет Инна Чурикова) ради более молодой и привлекательной женщины (её играет Вера Сотникова).

Сцена, когда отец, испытывая смущение и неловкость, но в то же время «щенячью радость», представляет свою новую избранницу Ивану, – задаёт тон фильму. Там заявлен внешне равнодушный Иван, произносящий именно те фразы, которые – он знает – взрослые хотят от него услышать. Там растерянная до комичности (или трагичности) мать Ивана. Там самоустраняющийся отец – и утрата авторитета взрослого в глазах Ивана.

Холден тоже умеет говорить то, что от него хотят услышать.

Вечно я говорю «очень приятно с вами познакомиться», когда мне ничуть не приятно. Но если хочешь жить с людьми, приходится говорить всякое.

И Холден, и Иван плохо учатся. Первого выгоняют из школы, второго не принимают в университет. Проблема, конечно, не в интеллекте этих парней. Оба умны и проницательны. Проблема в их протесте. Они чувствуют, что не это главное. Более того, система образования служит тому, чтобы постепенно превращать детей во взрослых, делать их такими, как взрослые. Это встраивание в матрицу лицемерия.

«Мы перебесимся – и будем такими, как вы», – уныло, как о чём-то неприятном, но неизбежном, говорит Иван.

В фильме показано, как недалёкий приятель Ивана, Базин, говорит готовыми шаблонами.

Цель моего существования – служение гу… гуманистическим идеалам человечества.

Этот готов к встраиванию. Этот будет бездумно повторять чужие «взрослые» мысли и не станет ни о чём переживать.

А Иван переживает. Он хочет задержать время. Хочет продолжать фантазировать, как в детстве, когда верится, что всё «взаправду». Помните его фантазии об охоте на леопарда (когда он метнул копьё в дверцу шкафа)? Помните, как он хотел, чтобы Катя разделила его воображаемые поиски «логова леопарда» на их первом свидании? Как пел песню «Жил на свете козёл»?

Конечно, и Иван, и Холден могут вести себя «как нормальные люди». Но именно в это время они будут мучиться от неискренности.

Ходлен говорит, что влюбчив, что «балдеет» от красивых девушек. Иван тоже – ценитель женской красоты) С ходу сообщает Кате:

А ты ничего. Ну там, фигура и ноги.

Оба персонажа впечатлительны и обладают богатой фантазией. Обоих, что называется, «заносит».

Я ужасный лгун – такого вы никогда в жизни не видали. Страшное дело. Иду в магазин покупать какой-нибудь журнальчик, а если меня вдруг спросят куда, я могу сказать, что иду в оперу. Жуткое дело!

– говорит о себе Холден.

Ну несёт меня. Бывает. Начну чё-нибудь рассказывать, и не могу остановиться.

– признаётся Иван.

Вы, конечно, помните, какую замечательную «автобиографию» он написал при приёме на работу, как взбудоражил Катиных друзей рассказом о своём «тюремном прошлом»…

"Курьер", 1986
"Курьер", 1986

Несмотря на невесёлую концовку, история курьера очень остроумная, оптимистичная. Она говорит нам: из честного подростка получится честный мужчина, из подростка с интеллектом и воображением – умный и интересный мужчина.

А вот история «ловца во ржи» – пессимистичная, и, наверное, из Холдена ничего хорошего не получится, он погружён в безнадёгу. Эта история и читателю сообщает чувство безнадёги. Сэлинджер завлекает нас умным, подчас афористичным повествованием, мы проникаемся симпатией к его герою – но автор не показывает проблеска света в конце туннеля истории. С таким решением я не могу согласиться.

Мне больше по душе светлые произведения. Помните, у Пушкина: «чувства добрые я лирой пробуждал». Так что пусть у впечатлительного, честного, проницательного подростка будет будущее. Посмотрите, сколько вокруг взрослых – ведь как-то все они справились с «проблемой взросления». Некоторые даже счастливы.

#культура #литература #сэлинджер #над пропастью во ржи #карен шахназаров

Читайте также про необычные параллели:

Типажи "Девчат" и "Sex and the City"

8 пар известных книг с похожими сюжетами

и про советские экранизации детективов А.Кристи и братьев Вайнеров