Перефразируя известное изречение о том, что техника безопасности написана кровью, пожалуй стоит заметить, что требования к обслуживанию яхтенного оборудования тоже пишутся не от фонаря... И такой фактор, как собственный опыт - вещь очень убедительная. Нет, чаще всего, такой подобный горьким не назовёшь, но он наверняка остаётся незабываемым. В море помощи и тем более, немедленной, ждать не от кого, а потому лучше позаботиться заранее о решении сопутствующих каждому капитану проблем, которые вполне возможно избежать. Особенно это касается плавания на моторной яхте, где нет ветрил и её движение целиком зависит от двигателей и соответственно, от качества топлива для них. И моя история про некоторые нюансы, связанные с оборудованием топливной системы тому порука...
Это путешествие в Мексику у меня было не первым. Переход в Энсенаду из Лос-Анджелеса недолгий и занимает порядка чуть менее суток, если, конечно, он обходится без приключений. Главное, выбрать подходящее время года для круиза, а оно целиком и полностью зависит от состояния океана. Особенно важно об этом помнить поздней осенью, которая в Южной Калифорнии самый сезон штормов. Вдруг нежданно-негаданно срывается дикий ветер с красивым названием "Санта Анна", приносящий из пустыни Мохаве – этой "Сахары Нового света" сухую пыль и бесчинствует здесь как может. Когда он дует, шкиперу следует быть предельно осторожным, ведь в эти проклятые дни океан становится безумным и непредсказуемым. И вот именно в такую катавасию меня и угораздило тогда попасть.
Да уж, шторм. О нём хорошо вспоминать на берегу у причала, судя на кормовой палубе в кресле с бокалом вина и неторопливо раскуривая сигару. Переживать его в открытом море - удовольствие крайне сомнительное, не говоря уже о том, что шторм вполне возможно и не пережить... Яхту тогда кидало из стороны в сторону изрядно. Она то зарывалась носом в пучину, то опрокидывалась на корму, взмывая на гребне волны, и устоять в рубке можно было только, схватившись рукой за поручень над головой. И как он только не оторвался? Обычно оживлённый участок океана на этом маршруте, теперь словно вымер. Ни встречного судна, ни паруса на горизонте, а лишь огромные серые валы воды, вздымающиеся, как горы в непонятном направлении. Пришлось повернуть в Сан-Диего, чтобы там переждать непогоду. Однако приключения только начинались, аукнувшись мне напоминанием о недопустимой беспечности уже на следующее утро...
И куда, спрашивается, я спешил, отойдя от причала в Сан-Диего чуть свет? Ведь было же время проверить топливные фильтры! Ровно через четверть часа судьба мне преподнесла урок, ценность которого трудно преувеличить. Ровно пятнадцати мнут хватило, чтобы ещё оставаться в пределах порта Сан-Диего и не выйти в открытое море. Два дизеля "умерли" одновременно и яхта просто продолжала двигаться по инерции. Попасть в такую ситуацию в оживлённой акватории залива, безусловно, неприятно, но это было лучше, чем испытывать другие чувства, наблюдая, как её несло бы на бетонные блоки волнолома. Потеря хода чревато самыми непредсказуемыми последствиями, но в причине случившегося сомневаться уже не приходилось - что-то произошло с подачей топлива к дизелям, а это значило, что надо было "нырять" в машинное отделение.
- Должно быть топливные фильтры? - рассуждал я, подымая на радарную арку сигнальный флаг "D", обозначающий "Держитесь в стороне от меня: я управляюсь с трудом" Яхта, наконец, остановилась чуть ли не посредине гавани и мне ничего не оставалось делать, как связываться по радио береговыми службами. Конфуз? Да уж, пожалуй, не без того...
Финал приключения так неудачно начавшегося дня, был скорым. Прибывший буксир притянул яхту на заправочный причал, где, пришвартовавшись, я в спокойной обстановке удостоверился в правоте уже поставленного диагноза. Фильтры действительно оказались не просто забитыми, а что называется, законопаченными! Шторм накануне, очевидно, и сыграл свою роковую роль, хорошенько взболтав содержимое топливных баков. Сменить на обоих дизелях топливные фильтры: тонкой очистки и грубой, не заняло много времени. Благо у меня на яхте стоит турбинный сепаратор дизельного топлива "Racor", имеющий переключатель для замены забившегося фильтра на ходу, не останавливая дизель. Но вот фильтр тонкой очистки, обычно желтоватый внутри, был чёрным!
- Однако, - присвистнул я при виде этой жуткой картины. А ведь вынужденной остановки, такой непредвиденной и случившейся столь некстати, вполне могло не произойти бы, проверь я фильтры грубой очистки и поменяв один из них. Работа минутная... Впрочем, и фильтр тонкой очистки в подобной ситуации поменять тоже не помешало бы. Перед рейсом в воды чужой страны экономить не следовало. Через час привычной и знакомой работы оба дизеля, бодро хрюкнув, завелись, стоило только нажать кнопку пуска. Их ровный рокот звучал, как песня, услышав которую в унисон этому урчанию поёт душа. Впереди меня ждало продолжение круиза уже в спокойных водах. Внезапно налетевший вчера шторм, сегодня так же неожиданно стих.
- Ну и слава богу! - подумал я, покидая Сан-Диего. Впереди были хорошие часов семь хода и встреча с Мексикой. Меня ждали: Ла Буфадора - местная природная достопримечательность недалеко от Энсенады, вездесущие мариачи в этом городе и рыбный базар, чем-то неуловимо напоминающий рыбные ряды на Привозе. По радио ещё пока звучал английский язык на частотах морского диапазона, который скоро должен был сменить испанский, а за кормой становилась всё менее заметной полоска американского берега.
- В "загранку" иду, - мне отчего то вспомнилась Одесса, Молдаванка и то, как там называли плавание советских моряков за кордон. Я невольно про себя усмехнулся и вышел на "Португальский" мостик яхты, вглядываясь в вдаль и благодарный за неоценимый опыт, так вовремя подаренный мне судьбой...