Есть два стула... Наверняка вы слышали это выражение. Кажется, что для русского театра оно резко потеряло актуальность, потому что на двух стульях усидеть будет все сложнее и сложнее.
В российском театре впервые за много лет начался процесс политизации. Все, кто раньше трещал про "искусство вне политики", теперь не имеет возможности отвертеться. Эту возможность усидеть на двух стульях отрезали с двух сторон: сначала протест Елены Ковальской - директора Центра им. Мейерхольда, потом "Z", который повесил Машков на театра Табакова. Радикалы в сообществе были всегда, но отличие ситуации в том, что раньше всегда были центристы, которым удавалось удерживать театральную общественность вокруг себя. Одним из таких центров был когда-то Табаков, который в один день мог жать руку Путину, и пускать репетировать Серебренникова. Сейчас центром мог бы стать глава СТД Колягин, но вместо того, чтобы объединить театры вокруг себя, кажется, что он всех от себя оттолкнул.
Какие же формируются лагеря? Те, кто открыто выражают протест, против действий правительства России, это прежде всего западноориентированные деятели театра. Сейчас они пытаются в очередной раз применить достижения культуры отмены: составили списки театров, которые вывесили на фасаде символ поддержки военной операции и призывают критиков, драматургов, режиссеров и других не сотрудничать с этими институциями. Эта инициатива четко прочерчивает линию между двумя сторонами. Даже условно-левые деятели, которые продолжают работать в таких театрах, резко теряют свой белый иммунитет.
Второй лагерь теперь не только те, кто выразил поддержку российской армии, но и те, кто не высказал осуждение. Раньше было достаточно промолчать, чтобы оставить за собой статус "своего" и в той и в иной тусовке. Теперь же лагерь противников операции внятно артикулировал, что любой кто продолжит сотрудничество с Z-театрами, перестанет получать медиа-ресурс и лишиться проверенных постановщиков на будущие сезоны. Впрочем, неизвестно, сколько режиссеры протянут без гонораров. В том, что театры легко протянут без хорошей режиссуры очевидно - зрителям на уровень постановщиков чхать с высокой колокольни.
Интересно, что тренды в обоих движениях задают регионы: в Москве на 4 ярко-выраженных протеста, всего одна вывешенная буква на театре Табакова, в Санкт-Петербурге театры вообще обходятся без символики, а публичную позицию против выражают многие работники сектора независимых театров.
Так или иначе, эта ситуация уже точно войдет в историю театра - никогда еще в России у театра не было шанса стать площадкой для политической дискуссии. Это очевидно приведет либо к введению официальной цензуры, либо к масштабной публичной консолидации сообщества не вокруг бессмысленных фестивалей, а вокруг конкретной политической позиции.
Та самая таблица, которая уже почти неделю гуляет по просторам соц. сетей - https://docs.google.com/document/d/1S-0BaDlpPlV1hn0icyHJp1-qP-6Q1tjQK68I07gJZqU/edit. Заглянув туда вы можете сверить и свою позицию с позицией театра, в который купили билеты. Как бы вы поступили, если бы на вашем любимом театре появилась георгиевская лента в форме Z?