Памятник Минину и Пожарскому в Москве этим летом попал под пристальное внимание реставраторов: скульптурная группа, без ремонта, по прогнозам специалистов, доживала свои последние годы. В процессе осмотра и выявления дефектов, получил широкую огласку факт того, что самый крупный блок пьедестала (т.н. «стул») имеет внутри внушительную полость.
Наверняка, данный эпизод для многих оказался неожиданностью (для меня, точно). Скорее всего, даже современникам изготовления и установки памятника, не были известны все подробности и, судя по описаниям и рассчете веса, те считали что камень цельный, без вырубленной внутри полости.
По порядку: для основного пьедестала памятника предводителям народного ополчения в борьбе с польскими интервентами, по проекту члена Императорской Академии Художеств Ивана Мартоса, нужно было добыть три больших глыбы гранита — лещадную плиту для цоколя пьедестала, блок для его центральной части («корпус» или «стул») и лещадку для навершия — «карниза» (не считая десятка не таких больших камней для основания монумента). Подрядился добыть гранит известный мастер каменных работ С.К. Суханов, что он и сделал на одной из своих ломок в Финляндии, привез камни в Петербург и начал их обработку:
Как следует из описания памятника 1818 года, весь постамент в сборе весил около 7000 пудов, что в переводе в современную систему мер, составляет около 114 тонн (правда, при заявленных размерах и плотности гранита 2,7т/м3, вес пьедестала получается около 90 тонн, при условие его полнотелости. Вероятно, в эту цифру — 7000 пудов, автор включил и 10 блоков основания памятника).
Так оно поначалу и было на стадии добычи и перевозки гранитных блоков в Петербург, но скульптуру предполагалось везти намного дальше — сначала в Нижний Новгород, а потом в Москву. Видимо, по этой причине, Мартос решил облегчить вес монумента путем выбуривания сердцевины блока корпуса и подтески нижней постели карниза:
Такое положение дел и попало в отчеты по реставрации:
Интересно в этой истории то, что внутри полой коробки, вдоль стен остались следы от буровых инструментов — т.н. «шпуры», на которые очень полезно было бы посмотреть всяческим скептикам, отрицающим возможность добычи монолитов таким способом:
Каменотесы Суханова обурили по периметру внутренность монолитного блока, прошив его бурами насквозь сверху вниз, отломали (выбили) получившуюся обуренную сердцевину и получили монолитный «короб» без «пола» и «крышки» со стенками толщиной 30-40 см. Подобная технология изготовления внутренней полости применялась еще в Древнем Египте, но там использовали не буры, а полые медные трубки, которые не дробили материал в пыль, а высверливали цельные керны.
Немного проиллюстрировал:
Судя по всему, ни Мартос, ни Суханов особо не афишировали тот факт, что облегчили вес постамента и широкой общественности это стало известно только в наши дни.
Некоторые, особо впечатлительные, даже предположили, что корпус пьедестала изготовлен из переделанного саркофага:
Ну, во-первых, обычно у саркофага есть хотя бы дно, а во-вторых внутренней отделке такого рода изделий, придавалось не меньшее значение чем внешней и мы бы в этом случае не увидели массовые следы грубых инструментов на стенках.
Еще можно упомянуть, что при раскопках основания памятника, археологами была обнаружена булыжная мостовая 19-го века:
А фундаментом монумента служат известняковые обломки монастырских построек Кремля, на которые установили памятник при его переезде на другое место в 1931-м году: