Стикс - в древнегреческой мифологии это название реки м.ертвых, мрачное место. Группе с таким названием, казалось бы - самое место рядом, например, с Black Sabbath. Однако музыка американской группы Styx, напротив, наполнена светом и праздником, ничуть не вызывая никаких тяжелых ассоциаций.
К тому моменту, как был записан диск Crystal Ball ( можно перевести как "Хрустальный шар") группа Styx уже записала пять интересных альбомов, и была достаточно известной, имея в обойме хит Lady с пластинки Styx II ( 1973 г.) Пластинка Crystal Ball была записана прямо накануне действительно грандиозного успеха, когда каждый альбом Styx добивался минимум платинового статуса. "Успехи" Crystal Ball намного скромнее - всего лишь 66-ое место в чартах США, однако мне эта работа чрезвычайно нравится. Я считаю, что она нисколько не уступает своим более именитым собратьям из "платинового" периода Styx второй половины 70-ых.
Пластинка была записана в Paragon Studios в Чикаго, над звуком работали сами музыканты. Диск был выпущен в продажу 1 октября 1976 года. При работе над Crystal Ball сформировался "золотой" или классический состав Styx, после того как группу покинул гитарист Джон Куролевски, а на его место пришел Томми Шоу, обладатель хорошего голоса, который сразу пришелся к месту.
Итак, Styx образца 1976 года, это...
Деннис Де Янг (Dennis DeYoung) - вокал, клавишные);
Джеймс Янг (James «JY» Young) - (гитара, вокал);
Чак Паноццо (Chuck Panozzo) - бас-гитара;
Джон Паноццо (John Panozzo) - барабаны;
Томми Шоу (Tommy Show) - вокал, гитара.
Именно в этом составе и был записан Crystal Ball - альбом, предвосхитивший золотую эру Styx.
На обложке действительно можно увидеть хрустальный шар, который держит в руках женщина. В центре шара, кроме названия можно разглядеть хрупкую фигуру девушки в танце. Заявка на некоторую театральность и драматичность сделана с самого начала и при прослушивании музыки найдет подтверждение.
Мне исключительно нравится первая сторона пластинки, и, может быть чуть менее - вторая сторона.
Пластинка начинается с фееричной Put Me On. Искрящееся вступление на синтезаторах прерывается мощной работой ритм-секции. Тут Styx напоминают чем-то Sweet, используя машинообразный и очень плотный рисунок, в стиле Стива Приста - Майка Такера. Только Styx, пожалуй, звучат даже более ярко, за счет клавишных, которые тут добавляют симфоничности в музыку. Отдельно стоит похвалить вокал - он звучит не просто качественно, но и выразительно, театрально. Бурный поток с отличным гитарным соло переходит в медленную часть. Сам переход сделан исключительно музыкально, плавно, со вкусом. В медленном отрезке музыканты снова демонстрируют недюжинные вокальные способности. В заключительной части резкий гитарный рифф снова добавляет драйва, при этом такие резкие смены темы отнюдь не слушаются неуместно, напротив - музыканты очень хорошо соединили довольно разные отрезки в одну композицию. Кода тоже сделана интересно, как будто внезапно включили высокую скорость вращения пленки. На этом песня обрывается. Сколько же всего музыканты умудрились затолкать в неполные пять минут!
Mademoiselle. Эта вещь обладает всеми признаками глэм-рока. Песня попала в Top-40 американского чарта синглов. В музыкальном плане может напомнить как Sweet, так и Queen, но вот что интересно - Styx мне нравится слушать больше, нежели последних. Вокальные партии и исполнение Styx звучат более ровно, без присущего Мерьюри нарциссизма. Звук и аранжировка - сделаны превосходно. Можно не очень жаловать глэм-рок как таковой, но качество материала и исполнение обезоруживает.
Jennifer. Еще одна классная вещь. Экспрессивный вокальный рефрен проходит красной нитью через всю композицию. Местами музыка и вокальные мелодии звучат больше по американски, напоминая другую именитую группу из Штатов - Grand Funk. "Англичане" даже в самых глобальных своих треках не звучат так свободно и широко. Мало что песня сама по себе хороша, так еще и заканчивается изумительно сделанной кодой. Красиво, тонко и изящно сделано.
И еще - это почти идеальный переход к следующей Crystal Ball.
Эта вещь считается классикой жанра так называемого стиля AOR. Этот стиль тоже может нравиться не всем, но и тут отличное качество материала и исполнение не оставляют другого выхода, как вывесить белый флаг - очень красивая песня и исполнена на высочайшем уровне.
Shooz. Моя общая оценка второй стороны пластинки чуть ниже, чем первой, и виной тому - песня Shooz. Хоть и сделанная на том же высоком уровне, она все таки слишком стандартна и не отличается оригинальностью. Плотный и качественно сыгранный тяжелый ритм-энд-блюз. Похожие по звучанию вещи можно найти у многих хард-роковых групп того времени. Не то, чтобы она чем-то плоха, нет, просто другие песни с альбома слишком хороши, так что на их фоне Shooz выглядит чуть слабее.
This Old Man, например, слушается много интереснее. Тут и развитая мелодия и более сложная аранжировка. Очень красивый вокальный рефрен и некоторая эпичность. Критики отнесли Styx к им же самим выдуманному стилю grand pomp rock...мне кажется тут не помпезность, а просто нормальное желание сделать музыку как можно более выразительно, используя все имеющиеся средства.
Clair De Lune. Фрагмент классической пьесы Клода Дебюсси служит тут своего рода вступлением к Ballerina. Превосходные мелодии, исполненные с различными вариациями. Композиция завершается под эпичные гитарные соло( да, их там несколько), под мощный вокальный рефрен и вкрапления фортепиано. Достойное завершение пластинки.
И еще пару слов о критиках. Штатный музыкальный критик из AllMusic Дэвид Джензен присвоил пластинке три с половиной звезды из пяти возможных, заметив, что музыка на диске "получше", чем на предыдущем Equinox...Кроме того, он заметил, что музыканты продемонстрировали "повышенное умение создавать простые, запоминающиеся поп-хуки из их напыщенного звука"(с).
"Запоминающиеся поп-хуки" это, видимо те самые вокальные рефрены, которых на пластинке в изобилии.
Альбом также понравился и Алану Нистеру из Rolling Stones, который отметил, что группа звучит "по английски", хоть и базируется в Чикаго. Оценка аранжировок звучит как похвала: инструментарий «всегда кажется на грани выхода из-под контроля, придавая всему альбому дополнительный всплеск возбуждения»(с) Перевод кажется немного "кривым", но в общем ясно о чем речь.
#styx #crystal ball #hard rock #art rock #glam rock #rock #рок
Музыка с пластинки маркируется на стриминговых сервисах как "хард-рок", но на самом деле Styx далеко выходят за рамки чистого харда - тут гораздо больше арт-рока, с элементами глэма, AOR, и, возможно, с небольшой приправой из прогрессива. Что важно - при этом всем аранжировки не слушаются заумно или чрезмерно перегруженно. Хорошо сбалансированная, мелодичная и отлично записанная музыка.
На этом сегодня прощаюсь.
Всем мира, добра и хорошей музыки!