Найти тему
Всякое о всяком

Раздел "Пресса" «Искатель» (окончание)

Журнал не сразу нашел свое лицо. Нет, формат (небольшая книжечка) и периодичность выхода (раз в два месяца, всего шесть выпусков в год) – это появилось сразу. А вот лицо…

Обложки сначала были достаточно блеклые, рисунки на них смазанные, а содержание все-таки разбавляли пусть и профильными, но все же откровенно просветительскими статьями вроде «Жюль Верн – прозревший время» и «Космос – территория мира», но уже ксередине семидесятых и то, и другое изменилось.

Обложки приобрели красочность и насыщенность действием, теперь на них можно было узреть древнерусских воинов с мечами и капитана-подводника у перископа, космодесантника с бластером и гангстера с сигаретой, прилипшей к краешку рта, причем не только на титульной части, но и на форзацах.

Надо отдельно отметить, что с «Искателем» сотрудничали лучшие художники-иллюстраторы фантастики того времени, такие, как, например Юрий Макаров или Николай Гришин. И, доложу вам, некоторые произведения, после изданные отдельным книжным изданием, брали отрисовку именно из «Искателя», осознавая, что лучше, чем есть, уже не будет.

Кстати, сильно позже мне довелось увидеть выпуски «Astounding Science Fiction» и «Amazing Stories», журналов аналогичной направленности, которые были очень популярны в Штатах в 20-50 годах того века. Рад бы сказать, что концепт обложек они позаимствовали у нас, но тут это никак невозможно сделать. Все-таки – мы у них. Но зато наши художники точно лучше!

-2

Содержание к середине семидесятых тоже порядком изменилось. Аналитические статьи класса «что в фантастике хорошо, а что не очень» ушли совсем, и структура стала четкой. Скажем так – сформировался четкий концепт. Стандартный выпуск «Искателя» семидесятых-восьмидесятых — это одна заглавная повесть о «наших», то есть о советской милиции, подвигах древних русичей или же на военную тематику, после шли один-два фантастических рассказа отечественных авторов, и на сладкое либо что-то из переводной западной фантастики, либо детектив на тему «их нравы». Возможны были вариации, но в целом все обстояло именно так.

Ну, и как пример, содержание самого обычного, так сказать, типового номера «Искателя» за 1980 год.

-3

Выиграть время Автор: Андрей Серба

Тот, кто вернется! Автор: Владимир Малов

Дело о пленительном призраке Автор: Эрл Стенли Гарднер

Клянусь, брал наугад. Что и требовалось доказать – повесть о славе предков-русичей, рассказ о героях-космонавтах и детектив о «з-з-зверюге-адвокате Перри Мейсоне».

Кстати, роман Гарднера был разбит на две части, вернее, на два выпуска, что являлось нормальной практикой для «Искателя». Например, Вайнеры в нем только так и выходили. А немаленьких «Фаэтов» Казанцева вообще растянули на пару лет. Одна часть вышла в 1972 году, а другая – в 1973. Кстати, иногда журнальная версия романа отличалась от той, что выходила в виде книги, причем в некоторых случаях очень здорово, вплоть до изменения сюжетных линий и финала. Нельзя сказать, что это было прямо практикой, но – случалось.

И все бы хорошо в такой системе публикаций, если бы не одно «но» - подобная разбивка текстов частенько создавала немалые проблемы читателям. Один номер ты, положим, поймал в продаже. А второй-то, поди еще, отследи! Но – отслеживали. Бывало, по часу зимой мерзли, ожидая завоза свежей прессы в киоски. А куда было деваться любителям чтения, ведь имена забугорных писателей из редакторского портфеля «Искателя» поражали воображение неизбалованного советского читателя – Кристи, Сименон, Дик Френсис.

Наши, впрочем, тоже были не хуже. Да что там, с какого-то момента «Искатель» стал публиковать только ведущих советских жанровых авторов – Вайнеры, Биленкин, Варшавский, Росоховатский, С. Абрамов, Хруцкий.

-4

Что примечательно – а вот Стругацкие отчего-то ни разу в "Искателе" не засветились. Интересно, почему?

К концу восьмидесятых «Искатель» взлетел совсем высоко – и тут все кончилось. Книжный рынок взорвала перестройка, на прилавки хлынуло столько всего и разного, что казавшийся незыблемым титан не то, чтобы рухнул, но покачнулся. Монополия все-таки дает немало преференций.

В итоге, пережив массу треволнений журнал все же не умер. Более того, он и по сей день существует, что просто замечательно. Почему? Потому что легенды не должны умирать.

-5

А лично я благодарен «Искателю» за то, что в свое время он открыл для меня имена Шекли и Гариссона, Чейза и Кларка, Стаута и Лейнстера. И эта благодарность - не шутка. Причем, вместе эти добрые слова могут сказать очень, очень многие мои сверстники.