На днях вздумалось мне черкнуть для википедии пару статеек о двух не очень известных представительницах писательской династии Успенских. Первая из них, Елена Борисовна (1916-1966) - внучка русского классика Глеба Успенского и жена (а также муза и соавтор по пьесам) знаменитого советского поэта-песенника Льва Ошанина. Другая же - их родная дочь Татьяна Львовна Успенская-Ошанина, родившаяся в 1937 году и последние лет 30 более-менее постоянно проживающая в США. Вот о ней, а верней о некоторых неожиданных фрагментах её биографии, обнаруженных в ходе сбора материала для рувики, и пойдёт речь ниже.
Оказывается, прежде чем с головой уйти в сочинительство (а с 1980 года на её счету более 20 книг романов и повестей, изданных под фамилией матери - чтоб не обвиняли в протекции со стороны гораздо более именитого отца), Татьяна, закончившая педучилище, а позже филфак МГУ, успела с большим успехом проявить себя в профессии учителя и называет именно годы работы в школе самым светлым временем в своей жизни.
В каком-то смысле молодой учительнице литературы крупно повезло - ведь ей довелось попасть не куда-нибудь в заштатный Урюпинск, а в коллектив легендарной московской, "второй" физико-математической школы. А вот то, что она задержалась в нём на долгих десять лет - с 1962 до 1972 года - несомненно признание таланта Татьяны Успенской как педагога. И даже учебную программу ей было разрешено составлять самой:
В программу сразу попали Достоевский и поэты Серебряного века, которые в те годы в программах ещё отсутствовали... Но, естественно, мы не ограничивались одним — программным произведением. Кроме "Преступления и наказания", говорили о "Братьях Карамазовых", об "Идиоте" и о других романах, кроме "Войны и мира", разбирали "Анну Каренину", "Воскресение" и другие вещи Толстого, а уж о Пушкине и говорить нечего — читали почти всего: и "Маленькие трагедии", и "Бориса Годунова"!.. Никто не вмешивался ни в то, какие произведения я выбирала для изучения, ни в то, как строила уроки, ни в то, какие методы использовала при обучении и воспитании ребят. Свобода.
Т. Л. Успенская-Ошанина. Очерк "Вторая школа"
И может быть так и продолжала бы она трудиться на радость себе и многим поколениям учеников, но после того, как директора-новатора В. Ф. Овчинникова уволили, большинство работавших с ним учителей (включая Татьяну Львовну) так или иначе в школе №2 не задержалось.
А теперь к обнаруженным параллелям в советском кинематографе 1970-х. Не знаю как у вас, но у меня на сочетание слов "учитель литературы в физматшколе" есть стойкая ассоциация - замечательный кинофильм "Расписание на послезавтра" (1978) с Маргаритой Тереховой в главной роли. Мало того, что школа там по сюжету тоже экспериментаторская и очень передовая в своём демократизме во взаимоотношениях между педагогами и учениками, так и спор "физиков и лириков" скорей отсылает к 1960-м годам, когда был золотой век "второй школы" и в ней работала Татьяна Успенская. Ну чем не прототип для Антонины Сергеевны, стремившейся воспитать в юных гениях, синтезирующих металлический водород и т.п. и т.д., всесторонне и гармонически развитые личности?
Но и это ещё не всё! Как выяснилось, благодаря базе данных, составленной и размещённой в инете выпускниками школы №2, Татьяна Успенская ещё и клубом интересных встреч руководила. Во многом благодаря ей, ученики побывали и у Корнея Чуковского в "Переделкино", и Булат Окуджава у них в актовом зале неоднократно выступал, и много кто еще из советских (и не только) деятелей культуры в гости заходил. Ну тут уже напрашивается параллель и с другой кинокартиной и учительницей литературы - я про "Ключ без права передачи" (1976) с Еленой Прокловой в роли Марины Максимовны, которая водила школьников на пушкинские чтения с участием Ахмадулиной, Самойлова и того же Окуджавы...
Может конечно всё это лишь совпадения, и образ учительниц литературы собирательный, да и сама Татьяна Успенская на лавры прототипа не претендовала (по крайней мере, открыто)... но чем чёрт не шутит?
(с) Albert Magnus специально для kin0guru
#тайны кино от kin0guru