Бог подземного царства – Аид. Один из 12 олимпийцев. Брат Зевса и Посейдона
Само подземное царства тоже называется Аид. Там царит вечная ночь, и солнце никогда не восходит над ним. Полно мрака и ужасов в этом царстве. Кругом носятся тени умерших.
По легенде, после победы над титанами боги раздели между собой мир:
Зевс – главный бог Олимпа, правит небом; Посейдон – забрал себе морскую стихию; а Аиду досталось подземное царство.
Есть мнение, что Аид был этим недоволен. Поэтому в некоторых фильмах его персонаж изображен стремящимся свергнуть Зевса.
Детей у Крона было шестеро: Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Деметра, Гестия, но власть над миром разделили между собой боги-мужчины. Это отражает патриархальный склад общества. Древние Греки считали господство мужчин над женщинами естественным и добродетельным.
Запад символ умирания, потому как на западе садится солнце и мир погружается в холод и тьму. Поэтому Греки полагали, что царство теней находится на западной стороне.
В легендах Аида изображают восседающим на своем троне в центре своего царства, держащим в руке скипетр.
Он находился постоянно в своем подземном царстве. Поднимался наверх только по делам и очень редко. Перемещался на колеснице запряженной четырьмя лошадьми цвета ночи. Из атрибутов у Аида были скипетр и волшебный шлем, который делал надевшего его невидимым. Этим шлемом пользовались и другие боги.
Как бог царства мертвых – Аид внушал грекам страх. Его старались не изображать, а имя боялись произнести вслух и заменяли эпитетами, чтобы не привлекать его внимания.
Но неверно считать его богом смерти. Вопреки сложившимся представлениям в Аиде нет ничего дьявольского или зловещего. Это не он терзает и мучает своих подданных. Аид управляет подземным миром. Правит этим царством, которого не желал, но которое ему досталось. Охраняет свои территории. Следит, чтобы души умерших не вернулись в мир простых смертных.
Позднее Греки наделили Аида другими «полномочиями». Аид считался также божеством подземных богатств и плодородия, дарующим урожай из недр земли. В связи с этой интеграцией произошло смягчение представления об Аиде.
Жена Аида – Персефона , дочь Зевса и Деметры – богини урожая.
По легенде Аид похитил ее, когда она собирала на лугу цветы.
Видя, что дочь не возвращается, богиня Деметра, не зная отдыхая, искала ее.
Узнав, что Аид похитил Персефону, Деметра заявила, что земля останется бесплодной пока не будет возвращена дочь.
День ото дня урожай гиб, на земле воцарился голод, человечеству грозило уничтожение.
Если люди погибнут, некому будет верить в богов и почитать их.
Вмешался Зевс и рассудил: Персефона будет проводить треть года в подземном царстве, а две третьих на Олимпе.
Считается, что в те месяцы, когда мать и дочь разлучены, наступает зима, и ничто на земле не растет и не цветет. Природа ждет возвращения Персефоны.
Аид и Персефона образовали счастливую пару.
Вступить на земли Аида души смогут только перебравшись через черные воды реки Стикс. С одного берега на другой пришельцев перевозит на лодке мрачный старец Харон. За эту свою услугу он берет плату в один обол, мелкую монету того времени. Обратно не перевозит ни при каких условиях. Те, кто не может заплатить застревает между мирами мертвых и живых. Они обречены вечно скитаться по берегам рек загробного мира не находя покоя.
Поэтому греки перед погребением клали монету под язык умершего.
На другом берегу Стикса души встречал адский трехглавый пес Цербер. Он не позволяет умершим возвращаться в мир живых, а живым посещать мёртвых.
Распространенно мнение, что царство Аида это и есть Ад, где люди отбывают страдания за грехи. Но это не так. Здесь, в подземном царстве происходит суд над душами. Но сам Аид не судил мертвых, это исполняли подземные судьи. От них не скроется ни одно прегрешение.
Судьи подземного царства направляют души умерших в разные места, в зависимости от прожитой жизни.
Одно из них - Асфоделиевые поля. Сюда попадают души людей ни хороших, ни плохих, они были обречены на вечное странничество, что было формой воздаяния за грехи;
Вторая дорога - для великих грешников, совершивших тяжкие преступления против богов и людей, ведет в Тартар. Это аналог ада. Он находится в глубокой бездне, так же далеко от земли, как и небо. В повседневной речи известно выражение «лететь в тартарары» – то есть в преисподнюю, к черту, в ад.
Души умерших обречены на вечное безрадостное существование.
По легенде Крона и ставших на его защиту титанов Зевс заключил в Тартар.
Третья дорога ведет в Елисейские поля – аналог рая. Он противопоставляется Тартару. Здесь царит вечная весна, поля покрыты роскошными жатвами, воздух чист и прозрачен, нет здесь ни горя, ни старости. Сюда попадают души праведников, воинов и героев.
Интересный факт: знаменитые Елисейские поля в Париже названы в честь древнегреческого рая.
В древнегреческой мифологии известны несколько примеров жестоких наказаний. Эти истории и в современном мире стали синонимом тяжелого и бессмысленного труда.
Данаиды бесконечно наполняют бездонную бочку за мужеубийство. Отсюда пошли выражения «работа Данаид» и «Данаидова бочка».
За оскорбление, нанесённое богам, Тантал был низвергнут к Аиду.
Согласно мифологии, он испытывает в подземном царстве нестерпимые муки голода и жажды.
Стоя по горло в воде, он не может напиться. Как только Тантал открывает рот, чтобы зачерпнуть воды, она тут же утекает.
Над ним гроздьями свисают фрукты, но ветви с плодами поднимаются вверх, как только Тантал протягивает к ним руки.
С тех пор выражение «Танталовы муки» означает невыносимые мучения из-за невозможности получить желаемое, хотя цель совсем близко.
Есть ещё один персонаж, чьё имя ассоциируется с бессмысленной работой: Сизиф. Он был хитрым малым и несколько раз обманывал богов.
В конце концов, Сизифа приговорили к бесконечной работе в Тартаре. Он был вынужден катить на гору тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, скатывался вниз, и ему приходилось начинать свою работу сначала.
Благодаря этому мифу и возникло знаменитое выражение «Сизифов труд», означающее бессмысленный и безрезультатный труд.
В наше время Аид остался богом, которого ненавидят и боятся, владыкой царства мертвых.
На это значительно повлияли современные фильмы и литература, где образ Аида используется в качестве главного антагониста.