Рейтинг:
- Кинопоиск - 8,5
- IMDb - 8,6
Жанр: #драма #военный #биография #музыка
После многочисленных фильмов о фашисткой Германии, об обращении с евреями, Роман Полански выдаёт исторические реалии музыканта, прошедшего все ужасы геноцида своей нации. Лента затрагивает временные промежутки, нагнетая обстановку перед войной, полностью погружает зрителя во вторжение фашистов в Польшу. История жизни семьи знаменитого польского композитора Владислава Шпильмана отражает постепенное оттеснение от моральных устоев до перехода нелюдимых граждан в поезд в один конец. Всё нагнетающая охота на евреев сужает локацию пребывания граждан на территории Польши.
Через репрессии и гонения прорезывается творческая личность Владислава, который отличается от всех членов своей семьи. Если старший брат боролся за справедливость, старался выжить, продавая хоть что-то, постоянно беспокоился за положение семьи, то более уравновешенный и спокойный Влад играл в ресторане для посетителей, вкладывая в музыку все свои переживания. Медленное и нагнетающее повествование режиссёра в сочетании с безобидным образом Эдриана Броуди создают над персонажем ореол, светило положения всех евреев.
Очередные временные прыжки, которые всё больше и больше сокращают численность еврейского населения, веют ужасом и нахальным весельем немцев. Каждое действие фашистов направлено на насилие и бесчеловечное обращение с польскими евреями. Интересно и печально видеть вынужденные меры, старания отличиться, пойти против своего народа по прихоти врага ради своего спасения, но зная итог «очищения крови», понимаешь, что кто-то просто отсрочил неизбежное. Семейная трагедия и неожиданное спасение бросают композитора в такой ужасающий кошмар, что великолепная игра Эдриана, идущего по разрушенному гетто, вызывает бурю эмоций.
Выживание и попытки хоть как-то спасти жизнь, бросаясь за любую возможность, отправляют Шпильмана то на строительные работы, то на получение продуктов питания, то в пучину сопротивления и подготовки к восстанию – кажется, что Шпильману везёт, но когда ты каждую секунду находишься на волосок от смерти, то даже самые непредсказуемые действия служат удивительным спасением.
Бегство и помощь знакомых выглядят как некие соломинки для утопающего музыканта. Самой музыки здесь мало, но она играет ключевую роль в биографии композитора. Зритель вместе с пианистом проходит ужасы тайных убежищ, ночлежек, попыток найти что-то съестное, и оказывается также на грани смерти. Конечно, не будь это известный музыкант, то Шпильман также получил бы билет на поезд, а поездка отнюдь не в Хогвартс, но за счёт своего статуса герой переживает все тяготы судьбы.
Символичное пребывание по другую сторону гетто не ознаменует свободу, а побег из сжигающих зданий не значит спасение. Это и пытается передать Роман Полански! Ужасы войны выражаются во всём, и если ты смог укрыться от шквала пуль, то тебя застанет врасплох голод. Найди ты что-то съестное, то шпионаж союзников непременно откликнется на укрывающемся еврее в самой гуще немецкого фронта на территории Варшавы. Вот, что делает этот фильм исключительным! Не демонстрация концлагерей (они, безусловно, ужасны), не доктор Менгеле, а война глазами выживающего еврея.
Радует такая картина посылом и прекрасной постановкой. Цветовая гамма, неспешный тон режиссёра, прекрасный Броуди и пробуждение под финал человеческих качеств. Эпизод встречи с немецким офицером затрагивает спасительные возможности пианиста, а осознание фашистов своего поражения выражается в реабилитации перед Владиславом Шпильманом. Может ли как-то помощь одному еврейскому музыканту перечеркнуть весь ужас и геноцид? Нет, что и выдаёт кульминация. Человечность пропала после введения звезды Давида на повязках евреев. Попытки немцев избежать мести и Нюрнбергского процесса выражаются в тех же доказательствах, которые старались донести евреи на пороге войны.
Безусловно, картина вышла значимой и трогательной. Но, исходя из названия, рассчитываешь на немного другое повествование. Эта история спасающегося композитора Владислава Шпильмана, умение играть на пианино которого смогли спасти жизнь и донести до зрителей военную историю через одинокого еврея в логове врага.