В этом месяце космические запуски захватили заголовки с пылом, напоминающим НАСА в дни славы Аполлона-11 и посадки на Луну. Но в отличие от 50 с лишним лет назад, когда происходили эти исторические события, сегодняшние истории сосредоточены на совершенно другой группе людей, достигающих края космоса (и за его пределами): инвесторах-миллиардерах, которые финансировали свои собственные космические компании.
Каждый со своей целью, SpaceX Элона Маска(Space Exploration Technologies), Blue Origin Джеффа Безоса и Virgin Galactic Ричарда Брэнсона продвигают прогресс в космических технологиях и особенно космическом туризме – идею о том, что обычные граждане могут посещать космос в качестве туристического направления – с невиданной ранее скоростью.
Но является ли космический туризм хорошей вещью, которая приносит пользу человечеству? Или нынешняя "космическая гонка" миллиардеров сигнализирует о конце времен, поскольку огромное богатство тратится без какой-либо выгоды для всех, кроме тех, у кого достаточно запятых в их чистом капитале?
История космического туризма
Космический туризм на самом деле не является новой или даже концепцией 21-го века. НАСА предполагало возможность космического туризма еще в 1970-х годах. Ранние проекты космического челнока (начиная с 1979 года) включали конфигурацию, которая позволяла бы до 74 пассажиров в грузовом отсеке для больших экипажей и даже туристических полетов.
Некоторые из самых ранних неправительственных астронавтов были фактически спонсированы корпорациями – поговорите о преимуществе работы! Среди них были немецкий доктор Ульф Мерболд, инженер MIT Байрон Лихтенберг, оба из которых служили специалистами миссии на STS-9 в 1983 году, и сотрудник McDonnell Douglas Чарльз Уокер, который летал на STS-41-D в 1984году. Это помогло внушить доверие к программе участников космических полетов НАСА, из которых КристаМаколифф должен был стать первым астронавтом и первым учителем в космосе. К сожалению, программа – и вся программа шаттлов – была отложена с катастрофой Challenger 1986 года.
Космический туризм, возможно, был отложен, но он не был заброшен. На рубеже веков миллионеры, в том числе Безос и Брэнсон, нацелились на создание собственных космических компаний, предлагающих туристические возможности, поскольку НАСА сосредоточилось на правительственных и исследовательских целях. Два десятилетия спустя технология наконец – то развилась так, что обе компании – Blue Origin Безоса и Virgin Galactic Брэнсона-запустили своих основателей в суборбитальное пространство в быстрой последовательности.
Критика космического туризма
Космический туризм изначально был обнадеживающей концепцией, ориентированной на расширение доступа обычных граждан к космосу. Однако современная индустрия космического туризма выглядит иначе, поскольку ранние продажи билетов Virgin Galactic варьировались от 200 000 до 250 000 долларов; Blue Origin не объявила цены на билеты, но недавно продала одно место за 28 миллионов долларов в рамках благотворительного аукциона. Это, очевидно, цены на доступ к космосу далеко за пределами диапазона всех, кроме ультра-богатых; это одна из основных критических замечаний космического туризма сегодня.
Одна из причин, по которой космический полет настолько дорог, заключается в том, что за раз перевозится всего несколько человек. "Если вы хотите получить цену от 250 000 долларов до четырех цифр, как авиакомпания, вы должны распространить ее на гораздо большее количество тел", - сказал CNN Рон Эпштейн, аэрокосмический аналитик Bank of America. Но могут пройти десятилетия, прежде чем компании дойдут до этого момента. Затраты на топливо и энергию в настоящее время не позволяют предлагать космические путешествия большому количеству людей.
Еще одна жалоба заключается в том, что средства, потраченные на космические полеты, могут быть лучше потрачены в другом месте, например, на решение проблем здесь, на Земле. Алан Ладвиг, автор книги "Увидимся на орбите? Наша мечта о космическом полете", говорит, что этот комментарий не лишен оснований – или исторического прецедента, поскольку люди говорили то же самое о НАСА. - Была критика в адрес того, что деньги, потраченные в космосе, лучше будут направлены на другие общественные нужды. Это было предметом дискуссий для целого ряда космических мероприятий в течение последних 60 лет и вряд ли изменится независимо от того, что происходит с космическим туризмом", - говорит он. А некоторые вещи, которые мы считаем само собой разумеющимися, такие как пена с эффектом памяти, инсулиновые помпы и устойчивые к царапинам линзы для очков, появились благодаря изобретениям НАСА.
Наконец, космический туризм (и технологии запуска в целом) критикуют за его воздействие на окружающую среду. "Наиболее часто говорят о" вреде "загрязнения, вызванного сажей от некоторых двигателей космических кораблей", - объясняет Ладвиг. "Virgin Galactic преуменьшила эту проблему [заявив, что ее влияние на изменение климата незначительно и что она] также планирует инвестировать в устойчивое топливо в будущем. Двигатели Blue Origin полагаются на жидкий водород и жидкий кислород, которые сгорают в виде водяного пара. Тем не менее, критики отмечают, что для производства топлива по-прежнему требуется электричество".
Сейчас количество полетов в космос невелико, поэтому выбросы углекислого газа незначительны, по сравнению с полетами на самолетах. Но что происходит, когда это число увеличивается? Virgin надеется иметь 400 полетов в год к концу десятилетия, сообщает The Wall Street Journal. И в отличие от двух других компаний, SpaceX выйдет на орбиту, когда в сентябре отправит четырех частных граждан в космос, используя свою ракету F9, которая "расчеты показывают, что выбросы углекислого газа эквивалентны 395 трансатлантическим рейсам". Phys.org.
Преимущества космического туризма
Ускорители космического туризма говорят, что мы еще не знаем, какие положительные стороны могут выйти из выхода в космос для отдыха.
"Те, кто поедет, получат трансформационный опыт, который приведет к новым способам мышления о нашей родной планете, о том, как они взаимодействуют с другими, и разработают приверженность улучшению жизни на Земле", - говорит Ладвиг. "Еще неизвестно, какие инновации, творения и достижения в области знаний могут возникнуть в результате новых категорий космических путешественников, но ожидания высоки".
Кроме того, космический туризм будет хорошим бизнесом – как в космосе, так и на Земле: "Ряд экономических аналитиков предсказали, что глобальный космический туризм может вырасти до 1,7 миллиарда долларов к 2027 году. Это создаст значительное количество новых рабочих мест и возможностей в развивающейся экономике космического туризма", - говорит Ладвиг.
Важно отметить,что эти запуски не являются одноразовыми трюками. Около 600 человек были подтверждены для полетов Virgin Galactic в будущем; компания даже не продавала билеты с конца 2018 года и с тех пор зарегистрировала более 8000 заинтересованных потенциальных покупателей.
Впереди долгий путь от ранних полетов, подобных недавним, до устойчивой, широко распространенной индустрии космического туризма, которую может позволить себе больше людей. "Исторически богатые люди всегда были первыми, кто принимал новые начинания, приключения и транспортные возможности", - говорит Ладвиг. ""Выгода" их участия заключается в том, чтобы продемонстрировать, что опыт имеет ценность, что люди готовы поддержать и привлечь значительное внимание общественности к новой отрасли".
Только с таким вниманием и финансированием эти компании – или их преемники – могут надеяться предложить широко распространенные и дружественные к массовому рынку полеты в космос, но это захватывающая перспектива, даже если в отдаленном будущем.