Причин нечистой интонации при пении несколько. Бывает такое и у профессиональных певцов, и у учеников, и даже у педагогов по вокалу, поэтому я буду использовать обобщающий термин "человек" для описания ситуаций.
- Человек просто не выучил мелодию. Поёт, как что запомнил, что-то насочинял, и при этом даже не пытается попасть в тональность произведения. Словом, поленился или не успел выучить. Здесь вариант только один - сесть и выучить мелодию по нотам.
- Человек не может скоординировать слух и голос. Это самый распространённый случай среди учеников. Слышит, что поёт не то, а голос не может подстроить. Что же делать? Учить мелодию по кусочкам - по два такта, если понадобится - даже по одному или вообще по интервалам, чтобы голос тоже научился "слышать". Пропеть сложные куски на слог "лё" или "ля", чтобы слова не мешали слушать мелодию, потом уже со словами.
- Человек невнимательно заучил какие-то фрагменты партии. Бывает, что мозг думает, будто композитор ошибся в написании мелодии, и начинает сочинять своё по ходу произведения. Причём каждый раз разное. Здесь вариант такой же, как и в пункте номер два - сесть и выучить то, что плохо запомнилось.
- Человек неправильно заучил, потому что невнимательно смотрел или слушал ноты. Этот пример часто перекликается с номером три, поэтому схема действий по исправлению ошибок такая же.
- Человек использовал не ту артикуляцию. Артикуляция и даже дикция тоже могут влиять на интонацию. Иногда, чтобы исправить фальшивую ноту, требуется лишь мимически чуть больше округлить или сузить гласный звук или более твёрдо произнести согласный.
- На интонацию могут влиять физиологические процессы. Общая слабость организма, боли в горле или животе могут отвлекать внимание человека от пения, не давать ему сосредоточиться на мелодии. Тогда требует просто отдохнутьтот вокала, а чтобы время зря не пропадало, можно послушать произведение, глядя в ноты.
- Варианта "нет слуха" не существует. Этот термин придумали ленивые педагоги и подхватили ещё более ленивые ученики. Музыкальный слух есть у всех, кто слышит с рождения всё, что звучит вокруг. Просто у кого-то он не развит в достаточной степени.
У меня были ученики, которые на первом занятии не погли попасть в самую простую мелодию, даже не сразу попадали в отдельные звуки. Что же делать в этом случае? Надо сначала попасть в звук, который воспроизводит ученик, и начать двигаться от этого звука по клавиатуре фортепиано вверх, а потом вниз. Тогда ученик уже начнёт улавливать нужные ноты и понимать, что от него требуется.
Однажды к нам на репетицию Гэльского хора Москвы пришла девушка, которой кто-то когда-то сказал: "Вообще никогда больше не пой!". И она очень стеснялась, поэтому не попадала в ноты, которые я ей нажимала. Но несколькими минутами позже, понимая, что все вокруг настроены к ней благожелательно, она пробила навязанную кем-то блокировку и спела абсолютно чисто гамму от ми2 вниз красивым насыщенным меццо.
Получается, чтобы человек красиво и чисто запел, от него требуется всего лишь открыть рот, а от преподавателя - найти удобный человеку звук для начала пения.
#вокал #уроки вокала #вокал онлайн #музыкальный слух