Найти тему
Индонезия изнутри

Почему возникают фальшивые ноты и как с ними бороться

Причин нечистой интонации при пении несколько. Бывает такое и у профессиональных певцов, и у учеников, и даже у педагогов по вокалу, поэтому я буду использовать обобщающий термин "человек" для описания ситуаций.

  1. Человек просто не выучил мелодию. Поёт, как что запомнил, что-то насочинял, и при этом даже не пытается попасть в тональность произведения. Словом, поленился или не успел выучить. Здесь вариант только один - сесть и выучить мелодию по нотам.
  2. Человек не может скоординировать слух и голос. Это самый распространённый случай среди учеников. Слышит, что поёт не то, а голос не может подстроить. Что же делать? Учить мелодию по кусочкам - по два такта, если понадобится - даже по одному или вообще по интервалам, чтобы голос тоже научился "слышать". Пропеть сложные куски на слог "лё" или "ля", чтобы слова не мешали слушать мелодию, потом уже со словами.
  3. Человек невнимательно заучил какие-то фрагменты партии. Бывает, что мозг думает, будто композитор ошибся в написании мелодии, и начинает сочинять своё по ходу произведения. Причём каждый раз разное. Здесь вариант такой же, как и в пункте номер два - сесть и выучить то, что плохо запомнилось.
  4. Человек неправильно заучил, потому что невнимательно смотрел или слушал ноты. Этот пример часто перекликается с номером три, поэтому схема действий по исправлению ошибок такая же.
  5. Человек использовал не ту артикуляцию. Артикуляция и даже дикция тоже могут влиять на интонацию. Иногда, чтобы исправить фальшивую ноту, требуется лишь мимически чуть больше округлить или сузить гласный звук или более твёрдо произнести согласный.
  6. На интонацию могут влиять физиологические процессы. Общая слабость организма, боли в горле или животе могут отвлекать внимание человека от пения, не давать ему сосредоточиться на мелодии. Тогда требует просто отдохнутьтот вокала, а чтобы время зря не пропадало, можно послушать произведение, глядя в ноты.
  7. Варианта "нет слуха" не существует. Этот термин придумали ленивые педагоги и подхватили ещё более ленивые ученики. Музыкальный слух есть у всех, кто слышит с рождения всё, что звучит вокруг. Просто у кого-то он не развит в достаточной степени.

У меня были ученики, которые на первом занятии не погли попасть в самую простую мелодию, даже не сразу попадали в отдельные звуки. Что же делать в этом случае? Надо сначала попасть в звук, который воспроизводит ученик, и начать двигаться от этого звука по клавиатуре фортепиано вверх, а потом вниз. Тогда ученик уже начнёт улавливать нужные ноты и понимать, что от него требуется.

Однажды к нам на репетицию Гэльского хора Москвы пришла девушка, которой кто-то когда-то сказал: "Вообще никогда больше не пой!". И она очень стеснялась, поэтому не попадала в ноты, которые я ей нажимала. Но несколькими минутами позже, понимая, что все вокруг настроены к ней благожелательно, она пробила навязанную кем-то блокировку и спела абсолютно чисто гамму от ми2 вниз красивым насыщенным меццо.

Получается, чтобы человек красиво и чисто запел, от него требуется всего лишь открыть рот, а от преподавателя - найти удобный человеку звук для начала пения.

#вокал #уроки вокала #вокал онлайн #музыкальный слух

Сбор на общедомовые нужды