Найти в Дзене
Мой модерн

Тентетников - мертворождённый Обломов. Самый влиятельный персонаж второго тома "Мёртвых душ". Краткий анализ.

Как известно, Гоголь сжёг второй том "Мёртвых душ", а через 8 дней скончался. Было ли это ошибкой или приступом безумия великого писателя, сказать невозможно, но мы можем поговорить о его незавершённой работе. Сохранившиеся черновики романа, а в черновом варианте сохранились первые четыре главы и отрывок из заключительной части текста, сами по себе представляют огромный литературоведческий интерес. Здесь мы рассмотрим только самый ценный аспект неоконченного произведения- его персонажей. Сегодня поговорим о Тентетникове.

Андрей Иванович Тентетников

портрет Тентетникова за авторством Петра Боклевкого- классического иллюстратора Гоголя
портрет Тентетникова за авторством Петра Боклевкого- классического иллюстратора Гоголя

Тентетников- нерадивый барин, который проводит большую часть времени в мечтах-раздумьях и в безделье.

"За два часа до обеда уходил он к себе в кабинет затем, чтобы заняться сурьезно сочинением, долженствовавшим обнять всю Россию со всех точек - с гражданской, политической, религиозной, философической, разрешить затруднительные задачи и вопросы, заданные ей временем, и определить ясно ее великую будущность, словом - всё так и в том виде, как любит задавать себе современный человек. Впрочем, колоссальное предприятие больше ограничивалось одним обдумыванием. Изгрызалось перо, являлись на бумаге рисунки, и потом всё это отодвигалось на сторону, бралась наместо того в руки книга и уже не выпускалась до самого обеда."

Можно даже подумать, что Тентетников является копией Манилова из первого тома: оба персонажа болезненно мечтательны, оба не способны на реальное действие и оба вызывают симпатии окружающих. К этим параллелям читателя подталкивает сам автор, когда использует для описания Тентетникова то же противопоставление, что и для Манилова (получается своеобразная анафора, то есть единоначатие в художественном тексте):

“... в существе своём Андрей Иванович был не то доброе, не то дурное существо, а просто- коптитель неба.”- пишет Гоголь о Тентетникове, первом помещике, которого встречает Чичиков во втором томе.
«В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: чорт знает, что такое! и отойдешь подальше"- пишет Гоголь о Манилове, первом помещике, которого встречает Чичиков в первом томе.

Однако ни срединное положение этих героев (не хорошие и не плохие), ни общие черты не позволяют поставить знак равенства между Маниловым и Тентетниковым. Сходство между ними внешние, а вот различие качественное. Образ Тентетникова в разы человечнее, чем у его предшественника из первого тома, ведь он один из немногих помещиков, которых Гоголь удостоил глубокими и продуманными экспозициями (напомним, что ранее предыстория была только у Коробочки и Плюшкина).

Из текста мы узнаём, что когда-то Андрей Иванович, "остроумный, талантливый мальчик, то живой, то задумчивый", попал в училище, где поначалу его воспитывал Александр Иванович- настоящий учитель, который заботился о будущем своих учеников и в преподавании никогда не терял связь с жизнью, благодаря чему его уроки казались живыми, а успеваемость учеников была высокой. Но Александр Иванович умер, и к классу приставили Фёдора Ивановича, который своим формализмом развалил весь процесс обучения. В итоге, образование не смотря на "природный ум" осталось в голове Тентетникова "какими-то безобразными клочками". За училищем последовала статская служба, к которой героя принуждает дядя и которая оставляет сильное разочарование от настоящей жизни в мечтательном молодом человеке. В конце концов, Тентетников не уживается со своим начальником и уезжает из Петербурга в деревню, где быстро терпит неудачу в ведении поместного хозяйства и погружается в полную апатию, в которой его и застаёт Чичиков вместе с читателем.

Наиболее уместным будет сравнить Андрея Тентетникова с Ильёй Обломовым, тем более что Гончаров всегда оглядывался на произведения Гоголя. И действительно, персонажи сходятся почти во всём: сломанный в детстве характер, неудачная статская служба, бесхозяйственность, даже возраст и внешний вид- обоим 32 года и оба заворачиваются от проблем в халат:

"Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела"
“И этак проводил время, один-одинешенек в целом мире, молодой тридцатидвухлетний человек, сидень-сиднем, в халате и без галстука. Ему не гулялось, не ходилось, не хотелось даже подняться вверх, не хотелось даже растворять окна затем, чтобы забрать свежего воздуха в комнату...”- пишет Гоголь о Тентетникове

У этих героев совпадает даже любовная линия, ведь, что Обломов, что Тентетников теряют своих возлюбленных из-за своей апатичности и слабости характера. Небольшая разница лишь в том, что Обломов находит себе Агафью и не остаётся в одиночестве.

“...случилось что-то вроде любви, но и тут дело свелось на ничего...”- пишет Гоголь о Тентетникове
иллюстрации с Обломовым можно было бы использовать для Тентетникова
иллюстрации с Обломовым можно было бы использовать для Тентетникова

Учитывая широкую огласку, которую получили рукописи Гоголя после его смерти, неудивительно, что многие писатели продолжили именно гоголевскую линию "маленького" человека, который становится "лишним" из-за того, что не может смириться со своей "маленькостью". Ведь именно унизительность службы сподвигает Тентетникова (а за ним Обломова) к апатии и бесплотным мечтам, к бегству от реального мира. Таким образом, самое великое художественное открытие Гоголя- "маленький " человек в лице статского служащего Акакия Акакиевича, обретает свою бунтарскую вариацию. Только бунт этот тоже маленький, тоже никчёмный: Тентетников может лишь сбежать от своих проблем (как и Обломов), но на их решение не способен.

В завершение хочется сказать, что из-за статуса неопубликованного произведения второй том "Мёртвых душ" часто игнорируется читателем. Этот текст предвосхищает всю последующую русскую литературу. Не только Гончарова, но и Тургенева (читай роман "Рудин"), и Чехова (взять к примеру, рассказ "Человек в футляре"), и Достоевского (читай "Бедный люди"), и многих других. "Мёртвые души" являются необходимым контекстом для понимания последующих произведений русской классики, отсылками к этому тексту пропитана вся последующая литература 19-го века.