Как известно, Гоголь сжёг второй том "Мёртвых душ", а через 8 дней скончался. Было ли это ошибкой или приступом безумия великого писателя, сказать невозможно, но мы можем поговорить о его незавершённой работе. Сохранившиеся черновики романа, а в черновом варианте сохранились первые четыре главы и отрывок из заключительной части текста, сами по себе представляют огромный литературоведческий интерес. Здесь мы рассмотрим только самый ценный аспект неоконченного произведения- его персонажей. Сегодня поговорим о Тентетникове.
Андрей Иванович Тентетников
Тентетников- нерадивый барин, который проводит большую часть времени в мечтах-раздумьях и в безделье.
"За два часа до обеда уходил он к себе в кабинет затем, чтобы заняться сурьезно сочинением, долженствовавшим обнять всю Россию со всех точек - с гражданской, политической, религиозной, философической, разрешить затруднительные задачи и вопросы, заданные ей временем, и определить ясно ее великую будущность, словом - всё так и в том виде, как любит задавать себе современный человек. Впрочем, колоссальное предприятие больше ограничивалось одним обдумыванием. Изгрызалось перо, являлись на бумаге рисунки, и потом всё это отодвигалось на сторону, бралась наместо того в руки книга и уже не выпускалась до самого обеда."
Можно даже подумать, что Тентетников является копией Манилова из первого тома: оба персонажа болезненно мечтательны, оба не способны на реальное действие и оба вызывают симпатии окружающих. К этим параллелям читателя подталкивает сам автор, когда использует для описания Тентетникова то же противопоставление, что и для Манилова (получается своеобразная анафора, то есть единоначатие в художественном тексте):
“... в существе своём Андрей Иванович был не то доброе, не то дурное существо, а просто- коптитель неба.”- пишет Гоголь о Тентетникове, первом помещике, которого встречает Чичиков во втором томе.
«В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: чорт знает, что такое! и отойдешь подальше"- пишет Гоголь о Манилове, первом помещике, которого встречает Чичиков в первом томе.
Однако ни срединное положение этих героев (не хорошие и не плохие), ни общие черты не позволяют поставить знак равенства между Маниловым и Тентетниковым. Сходство между ними внешние, а вот различие качественное. Образ Тентетникова в разы человечнее, чем у его предшественника из первого тома, ведь он один из немногих помещиков, которых Гоголь удостоил глубокими и продуманными экспозициями (напомним, что ранее предыстория была только у Коробочки и Плюшкина).
Из текста мы узнаём, что когда-то Андрей Иванович, "остроумный, талантливый мальчик, то живой, то задумчивый", попал в училище, где поначалу его воспитывал Александр Иванович- настоящий учитель, который заботился о будущем своих учеников и в преподавании никогда не терял связь с жизнью, благодаря чему его уроки казались живыми, а успеваемость учеников была высокой. Но Александр Иванович умер, и к классу приставили Фёдора Ивановича, который своим формализмом развалил весь процесс обучения. В итоге, образование не смотря на "природный ум" осталось в голове Тентетникова "какими-то безобразными клочками". За училищем последовала статская служба, к которой героя принуждает дядя и которая оставляет сильное разочарование от настоящей жизни в мечтательном молодом человеке. В конце концов, Тентетников не уживается со своим начальником и уезжает из Петербурга в деревню, где быстро терпит неудачу в ведении поместного хозяйства и погружается в полную апатию, в которой его и застаёт Чичиков вместе с читателем.
Наиболее уместным будет сравнить Андрея Тентетникова с Ильёй Обломовым, тем более что Гончаров всегда оглядывался на произведения Гоголя. И действительно, персонажи сходятся почти во всём: сломанный в детстве характер, неудачная статская служба, бесхозяйственность, даже возраст и внешний вид- обоим 32 года и оба заворачиваются от проблем в халат:
"Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела"
“И этак проводил время, один-одинешенек в целом мире, молодой тридцатидвухлетний человек, сидень-сиднем, в халате и без галстука. Ему не гулялось, не ходилось, не хотелось даже подняться вверх, не хотелось даже растворять окна затем, чтобы забрать свежего воздуха в комнату...”- пишет Гоголь о Тентетникове
У этих героев совпадает даже любовная линия, ведь, что Обломов, что Тентетников теряют своих возлюбленных из-за своей апатичности и слабости характера. Небольшая разница лишь в том, что Обломов находит себе Агафью и не остаётся в одиночестве.
“...случилось что-то вроде любви, но и тут дело свелось на ничего...”- пишет Гоголь о Тентетникове
Учитывая широкую огласку, которую получили рукописи Гоголя после его смерти, неудивительно, что многие писатели продолжили именно гоголевскую линию "маленького" человека, который становится "лишним" из-за того, что не может смириться со своей "маленькостью". Ведь именно унизительность службы сподвигает Тентетникова (а за ним Обломова) к апатии и бесплотным мечтам, к бегству от реального мира. Таким образом, самое великое художественное открытие Гоголя- "маленький " человек в лице статского служащего Акакия Акакиевича, обретает свою бунтарскую вариацию. Только бунт этот тоже маленький, тоже никчёмный: Тентетников может лишь сбежать от своих проблем (как и Обломов), но на их решение не способен.
В завершение хочется сказать, что из-за статуса неопубликованного произведения второй том "Мёртвых душ" часто игнорируется читателем. Этот текст предвосхищает всю последующую русскую литературу. Не только Гончарова, но и Тургенева (читай роман "Рудин"), и Чехова (взять к примеру, рассказ "Человек в футляре"), и Достоевского (читай "Бедный люди"), и многих других. "Мёртвые души" являются необходимым контекстом для понимания последующих произведений русской классики, отсылками к этому тексту пропитана вся последующая литература 19-го века.