Коллеги, рад снова приветствовать Вас на виртуальном мастер-классе! Несколько дней назад мы подробно рассмотрели технику, способы и приемы нанесения фильтров. Признаюсь, был приятно удивлен, что эта затея вызвала такой бурный отклик. Это стимулирует работу над следующими материалами, ведь всегда приятно ощущать, что работа, которую проделал оказалась востребована. Сегодня я представляю вашему вниманию новый мастер-класс, который будет посвящен тонировке моделей с помощью масляных точек.
В очередной раз прошу каждого из вас разбудить в себе художника! Это поможет в получении максимального результата. Но всегда помните, что очень важно и не переусердствовать!
Что такое масляные точки?
Для начала, давайте разберемся, что же это за «масляные точки»? Западные моделисты называют эту технику – fading(выцтветание). На мой взгляд это название слишком комплексно и, скорее отражает получаемый результат, нежели сам приём, ведь эффекта выцветания можно достичь не только маслом, но и пигментами, и фильтрами, и даже при окраске аэрографом. На мой взгляд, уместнее данную технику называть «масляными точками», ведь этот термин идеально отражает саму суть данного приёма.
Разобравшись с терминологией, предлагаю перейти к подробному рассмотрению самой сути процесса. Начнем с материалов. Что же нам потребуется? В принципе, достаточно купить обычный набор художественных масляных красок в ближайшей лавке художника. Хотя, я бы рекомендовал пользоваться специальными красками для моделистов, которые выпускаются компанией MiG Productions под торговой маркой 502 Abteilung. Благодаря специально подобранной гамме они оптимальны для использования в нашем хобби, ведь наличие тематических оттенков для моделей бронетехники, авиации и фигур, избавляет от необходимости намешивать подходящие цвета, что заметно экономит время. Ну и что не менее важно – эти краски имеют в своем составе пигмент очень мелкого помола, а это уже напрямую влияет на итоговый результат.
Масляные точки являются вторым этапом тонировки после фильтров и служат для имитации воздействия стихии на лакокрасочное покрытие. В первую очередь эта техника, воспроизводит эффект старения краски от солнечного света, осадков и перепадов температуры. Также, очень хорошо подходит, чтобы нивелировать пестроту окраски, если модель несет на себе контрастный камуфляж. Кроме того, этим приемом можно имитировать застарелую грязь, въевшуюся в краску, а также оттенять или высветлять отдельные элементы модели.
Техника нанесения и растушевывания масляных точек.
Наносить масляные точки желательно малой круглой кисточкой №1 или №2, а растушевывать плоской средней кистью, смоченной в растворителе (это может быть, как фирменный растворитель от MiG Productions, так и обычный уайт-спирит). Очень важно на наклонных поверхностях растирать масло вертикальными движениями кисти, а на горизонтальных – круговыми и колящими. При этом, очень важно уловить тот момент, когда эффект от растирания будет оптимален. Если же вы увлечетесь, то рискуете просто стереть все масло и никакого эффекта не будет, либо напротив, на модели останутся неряшливые мазки, говорящие о незавершенности процесса. Оптимальной для нанесения масла является матовая или полу-матовая поверхность. Глянцевая поверхность плохо подходит для этой техники.
Желательно использовать не менее четырех оттенков масла для тонировки одной модели. Ну а вообще, чем больше оттенков будет задействовано, тем более разнородным и «ушатанным» будет конечный результат.
Процесс нанесения и растушевывания масляных красок детально проиллюстрирован ниже, на примере модели тягача ФАМО, известного в миру под кличкой КраноМонстр ))))
С помощью тонкой кисти модель покрыта слоем точек масляной краски. Использовано шесть оттенков.
На горизонтальных поверхностях масло растирается кистью среднего размера посредством «колющих-тыкающих» движений. Предварительно кисть была смочена в растворителе.
На наклонных поверхностях масло растирается движениями «сверху-вниз», повторяя маршрут движения дождевых капель.
Теперь немного другой способ на примере модели Panzer IV:
Гораздо удобнее сперва наносить светлые цвета и постепенно переходить к более темным. Обратите внимание, что на наклонных поверхностях масло можно наносить не только точками, но и полосками.
Масляные краски нанесены, можно приступить к растиранию. В данном случае было использовано шесть оттенков масла.
На вертикальных поверхностях масло растирается плоской кистью движениями «вниз-вверх».
На наклонных поверхностях более уместны движения «сверху-вниз».
В данном случае, на горизонтальных поверхностях масло растушевывалось «круговыми» движениями.
Имитация затенения
С помощью техники масляных точек на модели можно воспроизвести игру света, которую нередко можно увидеть на настоящей технике. Речь идет, прежде всего о том, что чем выше некий элемент расположен на объекте моделирования, тем более светлым он кажется, и наоборот, чем ниже – тем темнее, что связано с уровнем освещенности. Для того, чтобы показать эту особенность на модели, необходимо наносить масляные точки не хаотично, а логически. На крыше и выступающих элементах необходимо больше точек светлых тонов, а на нижних уровнях и особенно в углублениях и вокруг люков превалируют точки темных оттенков. Давайте рассмотрим эту особенность на примере модели “трехтонника”
Обратите внимание, что модель можно образно разделить на три уровня. Если на верхнем уровне превалируют светло-желтые и песочные тона, то среднем уровне присутствуют в основном охристые оттенки. Что же касается нижнего уровня, то здесь во множестве нанесены точки коричневых тонов.
После растушевывания масляных точек становится хорошо видно, что чем выше, тем оттенок краски выглядит светлее. Такой штрих, несомненно сделает модель более выигрышной.
Как работает техника масляных точек?
При подборе оттенков масляной краски можно смело руководствоваться принципом «масла много не бывает!», ибо чем больше оттенков вы используете, тем более интересным с визуальной точки зрения, будет результат. Но это совершенно не значит, что надо наносить на модель кучу краски. Во всем важно чувство меры. Я рекомендую руководствоваться тем, на сколько побитый жизнью объект, вы хотите получить в итоге. Если подразумевается танк, только что попавший на фронт, то можно обойтись и парой оттенков масла, если же это ветеран Восточного фронта, прошедший через огонь и воду, то используйте пять-шесть тонов масляных красок, чтобы модель услышала и медные трубы на каком-нибудь из конкурсов. ))))
Что не менее важно, ни в коем случае нельзя наносить на модель все цвета подряд! К каждому варианту базовой окраски можно подобрать несколько наиболее подходящих оттенков масла, которые будут оптимально работать в каждом конкретном случае.
Предлагаю рассмотреть несколько наиболее типичных видов базовой окраски.
БАЗОВЫЙ СЕРЫЙ
(например немецкий Panzergrau)
В случае, если вы работаете с моделью, окрашенной в немецкий серый цвет, как, например, этот огнеметный B1Bis, то оптимально будет использовать гамму серых и коричневых тонов. Кроме того, на сером отлично работает и синяя краска. Также можно ограниченно использовать черный, белый и охристые цвета.
На модель нанесено восемь оттенков масляной краски серых и коричневых тонов.
Масло растирается кистью, смоченной в растворителе.
Готовый результат.
БАЗОВЫЙ ПЕСОЧНЫЙ
(например немецкий Dunkel Gelb)
При тонировке моделей, окрашенных в темно-желтый, рекомендую использовать весь спектр желтых и коричневых оттенков. Также можно применить немного белого и серого и совсем чуть-чуть красного.
Не стоит использовать черный и совсем НЕ рекомендую применять зеленые и синие тона.
На модель нанесено семь оттенков масляной краски желтых и коричневых тонов.
После растушевывания красок отлично виден результат.
КАМУФЛЯЖ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ЦВЕТОВ
(например Red Brown и Dark Green поверх Dunkelgelb`а)
При работе с моделями немецкой (да и не только) техники, несущей камуфляж из нескольких тонов, масляные точки помогут “пригасить” излишнюю контрастность окраски. Оптимально использовать масло желтой, охристой и коричневой гаммы. Также можно воспользоваться белым и светло-серыми тонами.
Обратите внимание, что зеленые точки можно ставить сугубо на зеленые пятна камуфляжа!
НЕ рекомендую применять синие тона.
На поверхность Тигра 007 нанесены точки масляной краски желтых и коричневых тонов. Использовано шесть цветов.
Масло растирается кистью, смоченной в растворителе. Обратите внимание, что точек не так много, ведь подразумевается достаточно свежий танк, который еще не потрепали в боях.
Готовый результат.
БАЗОВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ
(например советский 4БО)
Если вы тонируете модель советского танка, окрашенного в зеленый цвет, то желательно использовать масло зеленых и коричневых оттенков. Кроме того, можно использовать белый, серый и синий тона.
На модель этого трофейного “Трояка” нанесены точки зеленых, коричневых и серых оттенков – шесть красок.
Точки растираются плоской кистью.
Готовый результат.
ГРАЖДАНСКАЯ ТЕХНИКА
В последнее время, все-большую популярность приобретают модели мирной техники. Видимо сказывается усталость моделистов от многолетней постройки машин убийства. Перекуем мечи….на мячи!
Я не могу дать общей рекомендации для всей гражданской техники, ведь ее главная прелесть в многообразии вариантов окрасок. Здесь все зависит от цвета каждой конкретной модели. Сразу оговорюсь, что техника масляных точек едва ли подходит для тонировки глянцевых моделей. Если вы строите чистенький отполированный Опель Олимпию или Ситроен, от масляных точек лучше отказаться.
В любом случае, самыми универсальными являются коричневые тона масла, которые подойдут почти для любой ситуации. Если же говорить о пожарной технике, то здесь совершенно не обойтись без масла красных тонов. Давайте рассмотрим эту технику на примере совершенно мирных моделей: вьетнамского такси, немецкого трактора и послевоенного грузовика.
Этот Ситроен из Сайгона подразумевался весьма побитым жизнью, соответственно масляные точки были очень уместны. Я использовал белый, синий, серый и пару коричневых тонов. Обратите внимание, что точки нанесены гораздо менее интенсивно, чем это было на военной технике.
Мирный труженик немецкого тыла Ланц Бульдог весьма игриво выглядит в своей травянисто-зеленой окраске! В этом случае я применил три оттенка зеленого и коричневый.
Этот яркий Мерседес из послевоенной ФРГ изначально планировался как весьма “поюзанный”, соответственно не обошлось и без масляных точек. Я использовал синий, серый и несколько оттенков коричневого. На ярко-красные крылья было нанесено два оттенка красного масла.
Оригинал статьи взят с сайта www.ost-front.ru
Автор: Владимир Яшин
Другие статьи из этой серии: