Вместо ЭПИГРАФА:
“President Zelenskyy was democratically elected. He's Jewish. His father's family was wiped out in the Nazi Holocaust. And Putin has the audacity, like all autocrats before him, to believe that might will make right”.[1]
(из речи президента США – Джозефа Байдена 26.03.2022 Польша, Жешув)
[1] “Президент Зеленский был избран демократическим путем. Он еврей. Семья его отца была уничтожена во время нацистского Холокоста. И у Путина, как и у всех автократов до него, хватает смелости верить, что сила порождает право”.
Мир пришёл в движение. Случилось это не 24 февраля 2022 года и даже – не 22 февраля 1914 года. Точкой отсчёта сегодняшних событий нужно считать 20 февраля 1999 года, когда начал реализовываться сценарий, в результате которого, значительная часть “Русского мира” должна была превратиться в “Антироссию”. К сожалению, понимание истинного значения тех или иных событий приходит только тогда, когда их последствия становятся очевидными и – необратимыми…
Но, вернёмся к дате – 24.02.2022. Именно в этот день, даже те, кто привык жить в мире, населённом розовыми единорогами в “кружевных трусиках”, ощутили, что мир начал меняться. Теперь на наших глазах происходят вещи, даже представить которые недавно было – немыслимо: Президент РФ, который все предыдущие годы тщательно подбирал выражения и избегал оценочных суждений о своих “западных партнёрах”, назвал США – «Империей Лжи». Его заокеанский визави, не только назвал оппонента «Военным преступником», но и заговорил о «Новом мировом порядке». Что же происходит?
§ 1. История на службе у идеологии.
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Мы часто повторяем эти слова, великого российского просветителя М.В. Ломоносова, как некий призыв изучать историю своей страны, своего народа с тем, чтобы, строя будущее, ориентироваться на примеры героического прошлого и, по возможности, не повторять трагических ошибок, допущенных предками. И это в целом – правильно, если не обращать внимания на слова другого российского учёного – Василия Осиповича Ключевского:
«История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».
Интересно, что слова, сказанные Михаилом Васильевичем Ломоносовым относились к его полемике с норманистами – их теорией о том, что возникновение российской идентичности и государственности связано с приходом в 862-м году норманнов (варягов) в земли, населённые полудикими восточнославянскими племенами. В своей работе «Древняя Российская история», так и не изданной при его жизни, М.В. Ломоносов расширяет историю славян и «россов» до времён Римской империи, что для российской историографии середины XVIII века, бесспорно являлось бунтом против официально-признанной, а значит – единственно верной научной доктрины.
Ни на йоту, не погрешив против истины, с сожалением приходится констатировать, что сегодня знания нашего народа о своём прошлом остаются такими же бессистемными и отрывочными, как и в XVIII веке, поэтому и перспективы его будущего представляются – туманными. Немного успокаивает тот факт, что в аналогичной или даже худшей ситуации находятся народы большинства стран мира, включая страны “с высоким уровнем экономического развития”. Почему же сегодня, в век “свободного распространения информации”, люди продолжают изучать историю, пользуясь лишь подборкой исторических мифов, а подлинная история остаётся закрытой областью знаний?
Нужно понимать, что историей, как наукой занимается узкий круг профессиональных учёных. Предметом их изучения, в большинстве случаев, являются работы историков предыдущих поколений, которые, так же не являются бесспорными источниками объективной информации и, в лучшем случае, только ссылаются на некие “первоисточники” (летописи, жизнеописания и т.п.), которые, к тому же, часто считаются – утраченными.
Так или иначе, но историки, выполняют свою работу, пополняя копилку исторических знаний. Что происходит дальше? Какие из исторических фактов, добытых учёными, сделать достоянием официальной историографии, а какие оставить под спудом решают государства, точнее – государственные органы, осуществляющие идеологическое сопровождение государственной политики (ИСГП). В различных государствах эти органы называются по-разному. Где-то это – институты национальной памяти, где-то – министерства культуры или образования.
Зачастую, деятельность органов ИСГП связана не с каким-то конкретным государственным учреждением, которого по факту может и не быть, а с конкретным лицом, которому государство делегирует полномочия формирования официальной историографии. Для понимания, в Российской Федерации таким лицом являлся и продолжает оставаться Мединский В.Р., а его визави в республике Украина – Вятрович М.В.
Стоит уточнить, что государственными эти органы были и остаются, только там, где речь идёт о государствах, обладающих суверенитетом. А так как в глобализованном мире похвастаться наличием суверенитета могут далеко не все государственные образования, то миссию формирования официальной историографии для них выполняют глобальные же идеологические органы, а условно - "национальные" – их только ретранслируют. В этой связи нельзя не отметить, что формируя некие идеологические нарративы, глобальные органы, осуществляющие ИСГП, одновременно, формируют и внедряют в общественное сознание мысль, что современный мир достиг того уровня развития, чтобы обходится без государственных идеологий, что приоритетной целью государств является вовсе не следование определённой идеологии, а отстаивание “общечеловеческих ценностей” и, что государства, в основу которых была положена идеология, ушли в прошлое...
Увы, это – ЛОЖЬ, одна из тех, что правят миром. В прошлом остались только идеологии, отслужившие свой век и объявленные ошибками и заблуждениями человечества, а сам принцип ГОСУДАРСТВО – это ИДЕОЛОГИЯ никуда не делся и по-прежнему актуален. Человек, мало-мальски интересующийся политикой, не может не видеть, что взаимоотношения всех современных государств определяются, в первую очередь – идеологией и только во вторую, и в третью – политическими и экономическими интересами. Это справедливо даже там, где наличие государственной идеологии отрицается государственными институциями всех уровней. И даже там, где запрет на государственную идеологию является условием существования государства. К последним, до сих пор, относится и Российская Федерация, создателями которой был прописан прямой запрет (Конституция РФ Ст.13. п.2.) на наличие государственной идеологии…
Далее читайте: