Легендарная лакская певица Мариян (Марьям) Мамадаевна Дандамаева (Маммаева) родилась в крестьянской семье 28 августа 1936 года в селении Шахува Лакского района. МАриян. Именно так, с ударением на первом слоге произносят это прекрасное библейское имя лакцы. «Поет МАриян!» – объявляло в свою бытность лакское радио. И все знали – это Она.
В 1944 г. Мариян поступила в начальную школу, но через два года ей пришлось оставить школу. Отец умер, больная мама одна воспитывала детей. Девочку с братьями и сёстрами определили в детдом в Кумухе.
1950 г. - поступила в Буйнакское садоводческое училище, но спустя год оставила училище и поступила в пед. училище там же. Переехала в Каспийск и стала работать в школе-интернат учителем музыки.
1964 г. - поступила в Дагестанский Государственный Педагогический Университет на музыкальный факультет.
1968 г. - начала работать во Дворце Пионеров в городе Каспийске. С 1970 г. работала в Дагестанском культпросвет училище преподавателем вокала. Она пела с раннего детства, став с годами непревзойдённой певицей, которая исполняла как народные, так и авторские песни. Была лауреатом многих всесоюзных конкурсов.
Ее полюбили сразу. Ее записи появились на телевидении, на радио. Стали приглашать на торжественные события республиканского масштаба, сопровождаемые концертами. В концертах по заявкам не только лакцы просили передать ее песню.
Миниатюрная женщина в школе была заядлой спортсменкой. Роскошные темные волосы, уложенные в высокую, по моде, прическу. Изумительной красоты серо-зеленые глаза. Никто мимо не пройдет, не оглянувшись. Подруга детства вспоминает, что в школе Мариян была великая выдумщица на всякие шутки, розыгрыши и игры. Была жизнерадостна и весела. А в зрелости это была женщина очень выдержанная, тихого, скромного нрава. Рядом всегда был муж - добродушный весельчак, на первый взгляд. Среди людей были разговоры о том, что он не в восторге от славы и известности жены. Удивлялись, что он давал согласие на концерты.
А концерты имели потрясающий успех. Билеты были нарасхват. Овации, просьбы спеть на бис. Шли записки с просьбами спеть ту или иную песню. Писали о своем восхищении. В перерыве на одном из выступлений она с гордостью сказала, что с залом она говорит на русском языке, потому что там люди всех национальностей.
У Мариян, как и у других певиц того времени, не было антуража, как это бывает сегодня. Сцена без всяких изысков. Простейший микрофон. Никаких технологических ухищрений, «делающих» сегодня певцов. Она, песня и зачарованный зал. Костюм ее – всегда наглухо закрытое под горлышко, длинное платье. Золотые, старинные украшения.
Она пела народные песни и песни самодеятельного композитора, слава которого тоже гремела в то время, Мазагиба Шарипова. Они вместе учились на музыкальном факультете Пединститута. И тогда же сложился их тандем. Она прославляла своим восхитительным исполнением его песни. Он, вдохновленный их успехом, приносил ей новые и новые шедевры.
Ее песни вслед за нею пели и в народе. Песни, которые она исполняла, люди так и называли: «Марияннул балай» – песня Мариян. Она владела умами и сердцами людей. Она стала настоящим кумиром. Ей, живой, посвящали стихи поэты. Она стала гордостью народа.
Жизнь певицы не была сказкой. Она жила в достатке, ни в чем не нуждалась. Но семейные проблемы были. Слава жены не нравилась мужу, за которого она вышла в 1958 г. Редактор газеты «Илчи» Качар Гусейнаева вспоминает:
«Я была свидетелем, когда она пришла в Министерство культуры (я работала завлитом в Лакском театре) и просила защиты от семейного насилия. Представляю, каково было ей, с ее достоинством, гордостью, просить о «таком» чужих людей. Конечно, там развели руками. Благополучная женщина, в шубке из натурального меха, в драгоценных украшениях. "Чего ей не хватает!". Да и что там могли сделать? Как вмешиваться в семейные дела? И в артистической, профессиональной среде были и извечная зависть, и ревность, и недоброжелательность. Она жаловалась, что сама несколько раз приходила на радио, телевидение, просила записать ее песни. Но все не получалось: то оркестр не готов, то какого-то работника нет на месте. "Приходи в другой раз". А это, несомненно, задевало самолюбие гордой женщины».
Подруга певицы, Марипат Меджидова, вспоминает:
- Сказали, Мариян будет давать концерт. Мы все собрались, ждали ее. Она не пришла. Через два дня мы ее встретили. Много было народу. <...> Когда мы её поймали, она говорит "Девочки, у меня очень ревнивый муж, он мне не дал выступать. Мне стыдно перед вами показываться".
Дочь, Светлана Дандамаева:
- Он [отец] ни одной репетиции её не пропускал. И на репетиции вместе, и на концерты; он как тень. И к столбу ревновал.
30 января 1975 год. У здания Дагестанского культпросветучилища муж выстрелил в Мариян из охотничьего ружья. Днем, на глазах у горожан. Охваченные негодованием люди желали справедливого возмездия для человека, который в общественном мнении так навсегда и останется безжалостным убийцей. Мотив: ревновал к работе, считал, что она его позорит, якобы не пристало горянке петь со сцены. Самое ужасное, что многие его односельчане думают так же и оправдывают его.
Оборвал жизнь молодой женщины на самом взлете. Она, вдохновленная успехом последних концертов, готовилась к большому турне по Средней Азии. Мариян готовила новый репертуар. Хотела петь не только лакские песни, ведь ее слава уже давно перешагнула пределы Дагестана. В то закрытое время кассеты с ее песнями были востребованы, например, у турецких дагестанцев.
Весть о ее гибели облетела Дагестан. Ей было 38 лет. Не хотелось в это верить. Но это была дагестанская реальность. Ее уход огромное количество людей восприняли как личное горе. Все понимали, что такое явление, как Мариян, повторится не скоро.
Для прощания тело Мариян выставили в Музыкальном училище, где она работала преподавателем. Туда потекла нескончаемая людская река. Она лежала на возвышении, под темным покрывалом. Только лицо было открыто. Голова убрана старинным шелковым платком. Запомнилось ее бескровное бледное лицо и полузакрытые глаза. Даже в смерти она была чиста и прекрасна. Что-то детское и беззащитное отпечаталось на ее лике, уходящем в вечность.
Людской поток, который шел в этот ветреный, секущий лица ледяным дождем день, не поддавался исчислению. Таких похорон Махачкала еще не видела. Люди печально молчаливой толпой стояли по тротуарам, на всем протяжении пути, провожая эту скорбную процессию. Многие плакали. Плакали и мужчины. Люди понимали, что уходит легенда. И другая не скоро придет. После ее гибели к радости слушателей и наслаждению ее дивным пением стала примешиваться горечь невосполнимой потери.
В 2011 году в Махачкале открыта мемориальная доска Мариям Дандамаевой. Надпись на ней: «В этом доме 1973 - 1975 гг. жила заслуженная артистка Дагестана, обладательница несравненного и незабвенного голоса певица на все времена Марьям Дандамаева». А в 2016 году мемориальную доску открыли и на родине певицы — в селе Шахува. В селе Кумух Лакского района именем певицы названа школа искусств.
От администрации «Феминизм. Кавказ»:
В сети нет информации о личности Дандамаева: ни полного имени, ни меры уголовного наказания. Как поделился наш подписчик (родственник которого работал в одном месте с Дандамаевым), мужчина занимал должность водителя автобуса. Также прикрепляем те сведения, которые оставили люди в комментариях под песнями Мариян на YouTube.
#Дагестан #женщинывисторииКавказа_ФК #МариянДандамаева #певица #песни #музыка #культура #фемицид #домашнеенасилие #CaucasianFeminism