Необычное зрелище ожидает иностранцев, которые хотят воспользоваться железнодорожным транспортом в Японии.
Так, садясь на поезд в Токио, можно увидеть, как служащие в белых перчатках и накрахмаленной униформе указывают на платформу и кричат, когда поезда подходят к станции и отходят от нее. В вагонах почти то же самое: машинисты и кондукторы совершают почти ритуальные движения, обращаясь к множеству циферблатов, кнопок и экранов.
Хотя это может показаться пассажирам глупым, эти движения и крики представляют собой новаторский японский метод промышленной безопасности, известный как «указывай и называй» (pointing-and-calling - shisa kanko) - система, которая снижает количество ошибок на рабочем месте.
Известный на японском языке как шиса канко, метод «указывай и называй» работает по принципу связывания задач с физическими движениями и озвучиванием для предотвращения ошибок за счет «повышения уровня сознания работников» (согласно Национальному институту безопасности и гигиены труда Японии).
Вместо того, чтобы полагаться только на зрение или привычку, каждый шаг при выполнении своих функций работники подкрепляют физическими жестами и проговаривают вслух, чтобы гарантировать, что действие будет выполнено точно и полностью. Иногда озвучивание заканчивается словом «Yoshi! - Йоши!» - по-японски «ОК».
Железнодорожная система Японии заслуженно считается одной из лучших в мире. Обширная сеть путей, по которым ежегодно перевозится около 12 миллиардов пассажиров, а точность расписания измеряется секундами, делает японские железные дороги чудом точной и надежной транспортировки.
Кондукторы поездов, машинисты и персонал станций играют важную роль в обеспечении безопасной и эффективной работы линий, ключевым аспектом которой являются разнообразные физические жесты и голосовые команды, которые они осуществляют при выполнении своих обязанностей.
Например, когда машинисты поездов хотят выполнить требуемую проверку скорости, они не просто смотрят на дисплей. Они жестом подтверждают производимое действие, а голосом подтверждают правильную скорость. Обычно это звучит как «проверка скорости, 80».
Для персонала станции, который следит за тем, чтобы на путях со стороны платформы не было мусора или упавших пассажиров, одного визуального сканирования недостаточно. Вместо этого дежурный проведет рукой по всей длине платформы (глаза следят за рукой), прежде чем объявить, что все чисто. Процесс повторяется при отправлении поезда, чтобы убедиться, что пассажиры или сумки не застряли в дверях.
Согласно исследованиям, этот метод снижает количество ошибок на рабочем месте до 85 процентов. В то время как некоторые работники показывают и кричат с бОльшим энтузиазмом, чем другие, даже те, кто это делает с меньшим усердием, избегают множества ошибок благодаря физическому подкреплению при выполнении каждого действия.
Считается, что использовать метод начали в начале XX века, когда машинист паровоза забеспокоился о том, что его зрение ухудшается. Обеспокоенный тем, что он по ошибке пропустит сигнал, водитель выкрикивал статус сигнала пожарному, едущему с ним. Пожарный подтверждал статус сигнала. К 1913 году эта практика была внесена в регламент и превратилась в «указывай и называй».
Это настолько неотъемлемая часть японского транспорта, что на указателях в Киотском железнодорожном музее даже изображены персонажи «указывай и называй».
Также эта система действует в ряде отраслей промышленности страны. При этом такой простой, но эффективный метод снижения ошибок в основном ограничивается Японией. Очевидное предположение состоит в том, что работники могут чувствовать себя немного неловко при выполнении этих избыточных действий.
Заметным исключением является система метро MTA в Нью-Йорке, работники которой используют модифицированную систему «указывай и называй» с 1996 года, после того как главный транспортный директор тех лет Натаниэль Форд был восхищен таким методом во время деловой поездки в Японию.
В MTA кондукторы указывают на черно-белую «полоску-зебру», чтобы подтвердить, что поезд остановился правильно (в нужном месте) вдоль платформы. В противном случае кондуктор не должен открывать двери. Когда поезд остановился правильно, черно-белая полоска находится прямо перед окном проводника, что означает, что открывать двери безопасно. Указав на «полоску-зебру», кондуктор подтверждает, что поезд остановился на платформе в нужном месте.
По словам пресс-секретаря MTA Аманды Кван, работники быстро адаптировались к новой системе, и в течение двух лет после внедрения количество случаев неправильной стоянки в метро сократилось на 57 процентов.
С появлением в 1999 году новых технологий был добавлен еще один уровень защиты. Во всех новых поездах установлена система Door Enable. Эта система требует, чтобы машинист поезда открывал дверь только со стороны платформы (после того, как он остановился в нужном месте). Для этого, в соответствии с системой «указывай и называй» он протягивает руку из окна поезда, т.е. указывает безопасный путь к выходу.
Это действительно работает?
В 1994 году Японский научно-исследовательский институт железнодорожных технологий провел эксперимент, в ходе которого добровольцев просили выполнить простые, но разнообразные задачи.
Когда не предпринималось никаких специальных действий для предотвращения ошибок, добровольцы совершали 2,38 ошибок на 100 действий.
Указание действия или его озвучивание (выполненные по отдельности) значительно снижали количество ошибок. Но самое большое снижение - до 0,38 ошибки на 100 действий - произошло, когда добровольцы и указывали, и называли свои действия.