Найти тему
Архивариус

Гранитная штукатурка на артефактах Петербурга.

Идея фейковости некоторых (а может и всех) гранитных изделий Санкт-Петербурга 19-го века бродит по рунету уже давно и передается из уст в уста и из блога в блог «исследователями» «нестыковок прошлого». В среде данных господ бытует популярное мнение, будто гранитные колонны и прочие изделия не добывались в каменоломнях, как это описано в нормальной академической истории, не являются монолитными, а состоят из частей (секций), кои скрыты под гранитной штукатуркой и этот факт замалчивается историками, архитекторами, реставраторами и пр. участвующими в «заговоре» людьми.

Не так давно, официальную историю Петербурга чуть было не пришлось переписывать заново: одна из «знатоков альтернативной истории», некто Лидия Соловьева, нашла на бывшем католическом кладбище остатки неопознанного надгробия в виде «сферы» и начала мощно и безжалостно шатать основы истории Питера, уверяя, что сам шар сделан из бетона или материала типа туфа (только не из гранита), а опоясывающий сферу ободок - это явная гранитная штукатурка, которая точно так же покрывает многие артефакты города не Неве, скрывая бетонную основу сооружений. Последователи Лидии взяли на вооружение сие «открытие» и пошли нести свет истины в массы:

https://www.youtube.com/watch?v=Kow3T-i5VX8 — Видео открытия Лидии Соловьевой "Вот ты какой, искусственный древний гранит!"
https://www.youtube.com/watch?v=Kow3T-i5VX8 — Видео открытия Лидии Соловьевой "Вот ты какой, искусственный древний гранит!"

Однако, выяснилось, что если шар полить водичкой и потереть щеточкой, то из «бетонного» он превратится в полностью гранитный и не полированная  гранитная овоидная текстура «сферы» будет видна почти так же четко как и полированный (а потому и более "чистый") «ободок»:

-2
-3
-4
-5

Дальше. Каноничный и самый популярный пример, фото Александровской колонны, на стволе которой видны разные отттенки гранита по всей высоте:

Коллаж, сделанный при поможи фото-фильтров одним из "знатоков" тайных технологий прошлого.
Коллаж, сделанный при поможи фото-фильтров одним из "знатоков" тайных технологий прошлого.

Действительно, фуст колонны пересекают полосы разных оттенков. Конспирологами эти полосы интерпретируются как проявления швов через штукатурку барабанов, из которых состоит колонна. В противовес, в сети встречаются версии, будто это границы секторов по которым выводился энтазис (утонение) колонны (всего по проекту этих секторов было 12 по всей высоте колонны) или что это природные оттенки массива гранита из которого добыта колонна.

Обелиск у Московского вокзала при определенном освещении имеет схожую полосчатость, делящую обелиск на «секции»:

Обелиск на площади Восстания в Санкт-Петербурге, открыт в 1985 г.
Обелиск на площади Восстания в Санкт-Петербурге, открыт в 1985 г.

Однако, доподлинно известно, что гранитную заготовку-монолит добыли в карьере Возрождение в 1983 году и там же обрабатывали до получения заданной формы:

Буровзрывные работы в карьере "Возрождение"
Буровзрывные работы в карьере "Возрождение"
Отделенная от скального массива заготовка под обелиск весом около 2200 тонн
Отделенная от скального массива заготовка под обелиск весом около 2200 тонн
Вырубание граней обелиска. По проекту, в сечении он должен иметь форму звезды.
Вырубание граней обелиска. По проекту, в сечении он должен иметь форму звезды.
Заготовку кантовали для получения каждой из 10-ти граней.
Заготовку кантовали для получения каждой из 10-ти граней.

Поэтому, ни о какой «штукатурке, скрывающей блоки из которых состоит стела», не может быть и речи —  фотофиксация этапов добычи и обработки монумента не оставляет места для выдумок. Да, стела не монолит:  заготовку разрезали еще в карьере на две части для удобства транспортировки, а место соединения обеих частей скрыто под бронзовым декоративным венком, опоясывающим обелиск.

А это колонны интерьера собора Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке. На колонне слева можно видеть похожие полосы и изменение оттенков, как на Александровской колонне. Шов там действительно есть. Настоящий. Колонны собраны из двух частей. Между первой и второй сверху красными полосами, он отлично виден и никто его никакой штукатуркой не замазывал:

-12

Вот эти колонны на этапе обработки:

-13

Напрашивается вывод, что даже в таких небольших, с геологической точки зрения объёмах, цвет горной породы редко бывает абсолютно неизменным. Разница в оттенках вполне естественна для природного камня.

Найденный исторический источник до некоторого времени добавлял «альтернативным историкам» оптимизма и уверенности в своей правоте: в книге «Справочник кустаря» 1930-х гг, описывается рецепт получения искусственного гранита:

«Имитация гранита

Смешивают чистый мелкий песок, колчедан или какую-нибудь другую массу, содержащую кремень, со свеже обожженной и истолченой известью в следующей пропорции: 10 песку или колчедана и 1 извести. Известь, гасится влажностью песка, разъедает кремень и образует тонкий слой вокруг каждой кремниевой песчинки. По охлаждении смесь размягчают водой. Затем берут 10 толченого гранита и 1 извести и замешивают в место. Обе смеси кладут в металлическую форму таким образом, чтобы смесь песка и извести образовала самую середину предмета, а смесь гранита с известью внешнюю оболочку от 6 до 12 мм (смотря по толщине приготовляемого предмета). В заключение массу прессуют и придают ей твердость, высушивая ее на воздухе. Окрашивающим веществом служат железная руда и окись железа, которые смешивают горячими с зернистым гранитом

Но вот попытка отлить гранит по этому рецепту окончилась провалом — получившаяся субстанция ни разу не походила на гранит ни по виду, ни по прочностным характеристикам:

-14

Вывод экспериментатора:

«Даже если извести убавить,так вряд ли получится, буду реально смотреть на вещи. Крепости нет, известь не даёт её. Или я что то делаю не так, или рецепт говно.»

Про гранит
911TM.9BB.RU
Про гранит 911TM.9BB.RU

Кроме того, активист-экспериментатор отколол кусочки гранита от основания Баболовской ванны и гранитный лестницы одного из фортов Кронштадта, и отправил в лабораторию, в надежде что исследования подтвердят его подозрения на искусственный гранит, однако:

«Чуда не случилось, увы.
Два образца, с лестницы Северного форта и Баболовской ванны были отправлены в Институт Геологии рудных месторождений РАН, Лаборатория Анализа минерального вещества, Москва, Старомонетный пер.,35.

Результат- оба- природные граниты. Уточнил- из цельного куска, а не крошка.»

Парам-па-ра-пам! Фьють!

-16