Найти тему
RomanSword

Территория заблуждений: цифровое недопонимание

Оглавление
Фото с сайта Pexels.com
Фото с сайта Pexels.com

Не задумывались ли вы, насколько хорошо вас понимает собеседник на другой стороне экрана? Обмен информацией в текстовом формате занимает весомую долю в процессе общения. Это переписка в соцсетях и мессенджерах (WhatsApp, телеграмм), комментарии под контентом блогеров (видео, фото, статьи) и т.п. Исследования показывают, что текстовые ответы собеседника мы понимаем плохо.

Проблема в том, что мы не видим проблемы

Поэтому в интернете так много недопонимания. Многие ссорятся из-за того, что не поняли собеседника, или поняли «по-своему». Бывает, что с человеком приятно переписываться, а в реальной жизни с ним невыносимо разговаривать.

Если общение (обмен информацией) происходило бы только в деловом формате – недопонимания не возникло. Всё начинается с того, что люди хотят передать свои эмоции через текст. В этом вся трудность: эмоция возникает у нас в голове, и печатая текст, мы думаем что собеседник это поймет (почувствует эмоцию). Но нет.

Парень приглашает девушку на свидание; она с улыбкой пишет ему: «Я подумаю». Парень может не понять «игривого» ответа, предположить, что она ему отказывает в вежливой манере, и таким образом, он ей не приглянулся. Какие эмоции несут в себе слова "я подумаю"? Никаких. Каждый поймет их на свой лад. Немного улучшить понимание могут эмоджи (смайлики). Но не полностью и не всегда.

Эксперимент*

Различным людям отправляли электронное письме, в котором было 10 утверждений. Их просили определить: какие утверждения написаны серьезно, а какие были сарказмом. Правильно ответили только 56% участников. Т.е. число близко к 50%, а значит, понимание эмоций (сарказм или правда) это скорее угадывание.

Что из это следует? Если вы, находясь в хорошем настроении, напишите однокласснику: «Привет. Как дела? Как жизнь?». Вероятность, что он поймет это как дружеские вопросы – небольшая (56%). Он может подумать: вам от него что-то нужно (корысть); хотите что-то выяснить (любопытство); хотите начать разговор, что похвалиться своими достижениями (хвастовство) и т.п.

Подводя итоги

  1. Наши эмоции через текст передаются плохо. Об этом нужно помнить.
  2. Ирония, кокетство, сарказм – распознаются собеседником примерно в 56% случаев.
  3. Заблуждения начинаются от нехватки информации. Сухой текст (даже со смайликом на конце) не достаточно дает понять эмоцию собеседника. Запускает процесс угадывания эмоций.
  4. Если вы хотите, чтобы вас правильно понимали в более чем 56% случаев – лучше объясняться конкретнее и попросить об этом собеседники. Ведь это может привести к ссоре.

Спасибо, что дочитали статью. Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии=)

*Текст статьи с экспериментом https://clck.ru/epF2Q

#когнитивная психология #эмоции человека #информация #общение в интернете #психологический эксперимент