Найти в Дзене

Гилгал: Следы ЯХВЕ на Земле Израиля

Оглавление
Бедхат-эш-Шааб/Аргаман, одно из предложенных мест для «Гилгала»
Бедхат-эш-Шааб/Аргаман, одно из предложенных мест для «Гилгала»

Это место Моего престола и место для стоп Моих ног... Иезекииль 43:7

Во Второзаконии 11 Моисей говорит израильтянам, что, когда они пересекут Иордан, они должны направиться в район горы Гаризим и горы Гевал:

דברים יא: כט וְהָיָה כִּי יְבִיאֲךָ יְ-הוָה אֱלֹהֶיךָ אֶל הָאָרֶץ אֲשֶׁר אַתָּה בָא שָׁמָּה לְרִשְׁתָּהּ וְנָתַתָּה אֶת הַבְּרָכָה עַל הַר גְּרִזִים וְאֶת הַקְּלָלָה עַל הַר עֵיבָל.

יא: ל הֲלֹא הֵמָּה בְּעֵבֶר הַיַּרְדֵּן אֲַַרֵי דֶּרֶךְ מְבוֹא הַשֶּׁמֶשׁ בְּאֶרֶץ הַכְּנַעֲנִי הַיֹּשֵׁב בָּעֲרָבָה מוּל הַגִּלְגָּל אֵצֶל אֵלוֹנֵי מֹרֶה.

יא: לא כִּי אַתֶֶּּ עֹבְרִים אֶת הַיַּרְדֵּן לָבֹא לָרֶשֶׁת אֶת הָאָרֶ אֲשֶׁר יְ-הוָה אֱלֹהֵיכֶכֶ נֹתֵן לָכֶָכֶ ...

Втор 11:29 Когда введет тебя ЯХВЕ, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею, то произноси благословение на горе Гаризим и проклятие на горе Гевал , 11:30 то и другое по ту сторону Иордана, за западной дорогой, которая в земле Ханаанеев, живущих на равнине, близ Галгала, у теревинтов Море. 11:31 Ибо вы собираетесь перейти Иордан, чтобы войти и овладеть землей, которую Господь, Бог ваш, дает вам...

Позже Моисей повторяет эту заповедь во Второзаконии 27, предписывая установить там жертвенник, который должен служить местом для благословения и проклятия Израиля.

Этот сценарий предполагает, что израильтяне должны пересечь реку Иордан, а затем направиться на запад к месту которое, находится в окрестностях Сихема:

בראשית יב:ו וַיַּעֲבֹר אַבְרָם בָּאָרֶץ עַד מְקוֹם שְׁכֶם עַד רֹןללוֹן

Быт 12:6 Аврам прошел по земле сей до места Сихема, у Мамврийского дуба...

Но труднее определить, где расположен Гилгал, который, находится напротив Гаризима и Гевала.

Где Гилгал?

Хотя Второзаконие 11:30 предполагает, что Гилгал находится недалеко от Сихема, другие библейские отрывки помещают его в другое место.

Гилгалы западнее реки Иордан
Гилгалы западнее реки Иордан

Рядом с Иерихоном. Книга Иисуса Навина описывает, как израильтяне перешли из Ситтима в Трансиордании в Гилгал возле Иерихона:

יהושע ד: יט וְהָעָָ עָלוּ מִן הַיַּוֹדֵּן בֶּעָשׂוֹר לַַֹדֶשׁ הָרִאשׁוֹן וַיֲַַּּנוּ בַּגִּלְגָּל בְִִּּצֵה מִזְרַַ יְרִיחוֹ.

Нав 4:19 Народ пришел от Иордана в десятый день первого месяца и расположился станом в Галгале, на восточной границе Иерихона.

Это помещает Гилгал дальше на юг, чем Гилгал из Второзакония 11:30, и ближе к реке Иордан.

Рядом с Вефилем. Третий набор источников помещает Гилгал в окрестностях Вефиля и Мицпы, в самом сердце Самарийской горной страны, к югу от Ефрема / к северу от Вениамина:

שמואל א ז:טו וַיִּשְׁפֹּט שְׁמוּאֵל אֶת יִשְׂרָאֵל כֹּל יְמֵי חּייָ.

ז: זז וְהָלַךְ מִדֵּי שָׁנָה בְּשָׁנָה וְְָבַב בֵּית אֵל וְהַגִּלְגָּל וְהַמִּצְפָּה וְשָׁפַַ אֶת יִשְׂרָפַַ אֶת יִשְׂרָאֵל אֵת כָּל הַמְְּּוֹמוֹת הָאֵלֶּה. ז:יז וּתְשֻׁבָתוֹ הָרָמָתָה כִּי שָׁם בֵּיתוֹ...

1Цар 7:15 Самуил был судьей Израиля, пока он жил. 7:16 Каждый год он обходил Вефиль, Галгал и Массифу и был судьей над Израилем во всех тех местах. 7:17 Потом он возвратился в Раму, ибо там был дом его…

История восхождения Илии на небо (4 Царств 2:1), комплекс историй о гаваонитянах и Иисусе Навине (Нав 9:6, 10:7) и различные истории о Сауле (1 Царств 11–15), вероятно, предполагают, что Гилгал расположен здесь.

Таким образом, у нас есть как минимум три разных места для Гилгала в Библии.

Что такое Гилгал?

Этимология имени Гилгал объясняет его «подвижность». В большинстве переводов Библии термин הַגִּלְגָּל переводится как имя собственное, «Галгал», но в иврите используется определенный артикль (הַ) перед словом (גִּלְגָּל), подразумевая, что это скорее описание, чем имя собственное. Слово гилгал означает «круг» или, как предполагает древнееврейский и арамейский лексикон Ветхого Завета (HALOT), «каменный круг».

Таким образом, было несколько Гилгалов, потому что было несколько мест, окруженных своего рода каменной стеной. Когда в тексте говорится «галгал», это, вероятно, означает что-то вроде «ближайший галгал». Таким образом, это использование похоже на то, как теперь люди могут сказать: «Сегодня я иду в город» — конкретный город зависит от местоположения говорящего.

Археология помогает нам найти эти различные гилгалы.

1) Эль-Унук. Участок раннего железного века, известный как Эль-Унук (по-арабски «ожерелье»), расположен в долине Фирца недалеко от Сихема, в нескольких километрах от реки Иордан. Это овальная площадка, окруженная камнями, которую отождествляют с «Гилгалом» из Второзакония 11:30, т. е. напротив горы Гевал.

Эль-Унук схема
Эль-Унук схема

Хотя возле Иерихона еще не было обнаружено ни одного Гилгала, по крайней мере четыре, а может быть, и пять других были обнаружены в различных частях Иорданской долины и израильской гористой местности.

2) Бедхат-эш-Шааб — очень большой участок под названием Бедхат-эш-Шааб, длиной 169 м и шириной 88 м (в самых больших точках) расположен в долине реки Иордан, недалеко от села Аргаман.

Бедхат эш-Шааб / Аргаман
Бедхат эш-Шааб / Аргаман

3) Масуа. К юго-западу от Бедхат-эш-Шааба находится еще один гилгал, недалеко от поселения Масуа.

4) Яфит — к юго-востоку от стоянки Месуа находится еще одно поселение овальной формы, недалеко от поселения Яфит.

Яфит
Яфит

5) Шааб Румани — это самое маленькое из стоянок гилгала. Он был обнаружен в западной части Вади-эль-Макук, немного южнее поселения Риммоним.

Шааб Румани / След Риммонима
Шааб Румани / След Риммонима

6) Эль-Бурнат . Наконец, предположительно, Эль-Бурнат, место поклонения на горе Гевал, также является своего рода гилгалом , даже если Библия не называет его так.

Эль-Бурнат на горе Гевал
Эль-Бурнат на горе Гевал

За одним исключением, все эти гилгалы, имеющие овальную форму, относятся к раннему железному веку (первая половина XII века до н . э .). Поразительно, но эта форма не имеет ничего общего с контурами местности. Вместо этого стены были построены так, чтобы отразить определенный вид: след стопы.

След ЯХВЕ

Ставить ноги на какую-либо территорию символизирует владение ею. Например, Бог говорит Аврааму:

בראשית יג: יז קוּּ הִתְהַלֵּךְ בָּאָרֶץ לְאָרְכָּהּ וּלְרָָבָּהּ כִּי לְךָ אֶתְּנֶנָּה.

Быт 13:17 Встаньте, обойдите землю в длину и ширину ее, ибо Я даю ее вам.

Хождение по земле делает землю Аврамовой. Очевидно подобный процесс описан в начале книги Иисуса Навина, где ЯХВЕ повелевает ему:

יהושע א: ב ... וְעַתָּה קוּּ עֲבֹה אֶת הַיַּרְדֵּן הַזֶּה אַתָּה וְכָל הָעָָ הַזֶּה אֶל הָאָרֶץ אֲשֶׁר אָנֹכִי נֹתֵן לָהֶֶ לִבְנֵי יִשְׂרָאֵל.

א: ג כָּל מָָוֹֹ אֲשֶׁר תִּדְרֹךְ כַּף רַגְלְכְֶכֶ בּוֹ לָכֶָכֶ נְתַתִּיו כַּאֲשֶׁר דִּבַּרְתִּי אֶל מֹשֶׁה.

Нав 1:2 … Приготовьтесь перейти Иордан вместе со всем этим народом в землю, которую Я даю израильтянам. 1:3 Всякое место, на которое ступит нога твоя, Я даю тебе, как Я обещал Моисею.

Таким образом, гигантские следы могут представлять собой следы ЯХВЕ и выражать присутствие божества на земле. Это подтверждается тем, что Библия иногда называет места служащие подножием ног ЯХВЕ. Например, последняя глава Исайи, в которой присутствует полемика против восстановления Храма:

ישעיה סו: א ... הַשָּׁמַיִִ כִּכְִּאִי וְהָאָרֶץ הֲדֹֹ רַגְלָי אֵי זֶה בַיִת אֲשֶׁר תִּבְנוּ לִי וְאֵי זֶה מָָוֹֹ מְנוָּּתִי.

Ис 66:1 …Небо – Мой престол, а земля – подножие ног Моих: где бы вы построили Мне дом, какое место могло бы служить Моей обителью?

Здесь анонимный пророк подчеркивает, что если весь мир является подножием ног ЯХВЕ, т. е. его собственностью, то Ему нет нужды обитать в маленьком храме. Намек на то, что Храм отражает подножие ног Бога, ясно выражен у Иезекииля:

יזזזאל מג : ז ... אֶת מְְוֹֹ כִּכְִּאִי וְאֶת מְְוֹֹ כַּפּוֹת רַגְלַי אֲשֶׁר אֶשְׁכָּן שָָם בְּתוֹךְ בְּנֵי יִשְׂרָאֵל לְעוֹלָָ ...

Иез 43:7 … Это место Моего престола и место для стоп Моих ног, где Я буду обитать среди народа Израиля во веки….

Псалмы также участвуют в этом понятии:

תהלים צצ: ה רוֹמְמוּ יְ-הוָה אֱלֹהֵינוּ וְהִשְׁתֲַַּּווּ לַהֲדֹֹ רַגְלָיוקָָָדוֹשׁ הוּא.

Пс 98:5 Превозносите ЯХВЕ, Бога нашего, и кланяйтесь в подножие ног Его; Он святой!

В этих текстах Храм метафорически упоминается как подножие ног Бога, и, таким образом, можно предположить, что эти ограждения в форме ног могут быть древними антропоморфными выражениями одной и той же концепции. Следы ЯХВЕ на земле свидетельствуют о его праве собственности на землю и, вероятно, являются древними местами поклонения, подобно высотам (бамот), упомянутым в Библии в более поздний период.

Египетская связь

Многие места в Библии имеют параллели с египетской концепцией фараона, использующего своих врагов в качестве подножия. Например, стих в Псалтири 110:

תהלים קי: א נְאֻֻ יְ-הוָה לַאדֹנִי שֵׁב לִימִינִי עַד אָשִׁית אֹיְבֶיךָ הֲדֹֹ לְרַגְלֶיךָ.

Пс 110:1 … ЯХВЕ сказал господину моему: сядь одесную Меня, пока Я положу врагов твоих в подножие ног твоих.

Это описание напоминает картину, найденную в гробнице Хекернехе, на которой изображен младенец фараон Тутмос IV, сидящий на коленях у няни, а его ноги опираются на скамейку для ног, изображающую его врагов. Схожие образы появляются в гробнице Кен-Амона, где изображен фараон Амунхотеп II в виде ребенка, сидящего на коленях у няни, положив ноги на колени врагов. В более широком смысле образ фараона, топчущего своих врагов ногами, восходит к Паллете Нармера (ок. 3000 г. до н . э .) Боги иногда давали такое обещание фараону, например, Амон обещает Тутмосу III: «Я сделаю так, что твои противники падут под твоими сандалиями».

Еще одним подтверждением того, что изображения подножия в Библии были заимствованы из Египта, является тот факт, что египетское слово, обозначающее подножие, — hdm rdwj , родственно еврейскому, это сходство указывает на заимствование термина и понятия.

Превращение Израиля и места поклонения на Гевале в подножие ног ЯХВЕ

Ранние израильские поселенцы, вероятно, находились под сильным влиянием египетских образов, но использовали их немного по-другому. Вместо того, чтобы попытаться выразить господство израильского царя над местным населением — значение этого мотива в египетской иконографии — они использовали его, чтобы выразить право ЯХВЕ на землю.

Построив множество мест для следов в период раннего поселения, израильтяне символически утвердили свой новый дом как владения своего бога ЯХВЕ. Вероятно, поэтому первое крупное место поклонения в Израиле, Эль-Бурнат на горе Гевал, также был построен в форме следа ЯХВЕ, чтобы показать, что это место было подножием ног ЯХВЕ.