На гербе г. Рославля, утвержденного в 1780 году, изображены два пчелиных улья. Нынешний герб города, утвержденный Рославльской районной думой в 2003 году, повторяет основные элементы исторического герба.
Появление ульев на рославльском гербе, конечно, неслучайно: город и его уезд издавна славились изобилием меда. И век спустя, в 1890 году, в Рославльском уезде было развито пчеловодство. Об этом мы можем прочитать в заметке «Смоленского вестника», ее автором был местный внештатный корреспондент газеты Алексей Щукин:
«Хотя нас, рославлян, и зовут дегтярями, но это прозвище несправедливо: мы вполне можем называться пчеловодами и садоводами. Пчеловодством у нас занимаются как в городе, так особенно по селам и деревням. В Рославле можно насчитать несколько крупных купцов и мещан, имеющих свои пасеки недалеко от города; тут находятся от 50 до 100 колодок пчел. По всей вероятности, городские пчеловоды получают хороший доход от занятия пчеловодством, так как уход за пчелами требует немало и личного труда, и денежных затрат на наем пасечника, на содержание и ремонтировку пасечных хат, на покупку ульев и т.п.
В гораздо больших размерах пчеловодство процветает в Рославльском уезде, особенно на юго-востоке, по соседству с Брянским и Жиздринским уездами, где в каждом селении можно найти по несколько пчеловодов из среды крестьян и духовенства. У нас не диво встретить теперь у крестьян ульи всевозможных систем – в виде колодок, двухлинейных и трехлинейных ящиков со стеклами и без стекол и с разными приспособлениями. Все эти принадлежности пчеловодства фабрикуются самими же крестьянами. Недавно вошла в употребление между нашими пчеловодами даже особая машинка для вылазания меда – она вынимает один лишь мед, а соты (утварь) остаются нетронутыми и кладутся обратно в улей.
Пчеловодство у нас можно разделить на пасечное и садовое. Пасечным пчеловодством занимаются крупные пчеловоды, имеющие 50-100-200-300 и более колодок пчел, а таких пчеловодов у нас можно насчитать не один десяток. Пасеки помещаются обыкновенно поблизости селений в лиственных рощах; крестьяне или арендуют эти заросли у помещиков, или приобретают их в собственность. Тут устраиваются хаты, в которых кто-нибудь из членов семьи, преимущественно старики, проживают лето и зиму, иногда здесь же разводятся небольшие огороды, на которых сеются разные травы, особенно любимые пчелами.
В д. Долгом, возле села Новоселок живет крестьянская семья, насчитывающая в своем составе до 35 душ; члены этой архаической семьи обладают громадною пасекою более 300 колодок пчел, помещающихся среди нарочито купленных для этой цели зарослей. Эти крестьяне ежегодно, при первых лучах весеннего солнца перевозят всех своих пчел из пасеки в принадлежащие им липовые рощи, находящиеся в Брянском уезде (в 15 верстах от д. Долгого), где они находятся до 29 июня, когда пчелы перевозятся обратно на прежнее место. Конечно, при перевозке многие пчелы погибают «от духоты», так как ульи наглухо обертываются соломою, но зато, по словам пчеловодов, неурожая меда на передвижной пасеке никогда не бывает.
В том же селении проживает другой крестьянин, имеющий до 200 колодок пчел; он арендует для пасеки церковный лес. Доход крупных пчеловодов равняется 100-200-400 руб.
Особенно чтимый пчеловодами день – праздник Благовещения. В этот день они осматривают ульи, подчищают их и т.п. Нельзя без умиления смотреть на участливое отношение пчеловодов-мужиков к пчеле-работнице, от которой они целое лето будут ожидать отрадных вестей… Все пчеловоды берут к заутрене этого праздника просфору и хранят ее целый год на пасеках.
В прежние годы на берегах р. Десны процветало лесное пчеловодство: крестьяне и проживающие в здешних селениях на правах собственников мещане устраивали в прибрежных лесах пчельни, иногда компаниями в несколько человек, причем тут же находились и сторожевые хаты. С истреблением придесненских лесов пасеки эти пришли в упадок, так что от многих из них в настоящее время не осталось и следа.
Садовые пчельни бывают невелики, здесь помещается от 10 до 25 колодок пчел. Благодаря постоянным крестьянским разделам, происходившим до последних лет, садовое пчеловодство во многих местностях раздробилось донельзя и даже совсем исчезло. При дележе крестьянского добра колодки пчел доставались сплошь и рядом крестьянам, ничего не понимающим в пчеловодстве; такие пчелы или «помирали» по недостатку ухода, или продавались на сторону.
По соседству с Мглинским уездом Черниговской губернии, благодаря еще сохранившимся тут большим лиственным и хвойным лесам, и теперь еще существует «бортневое» пчеловодство, хотя и в незначительных размерах. Ульи устраиваются или самими пчелами в дуплах деревьев, или же вешаются «коши» на деревьях, в которые залетают рои и поселяются здесь. В конце лета и осенью крестьяне отправляются в леса «лазить мед» как в поставленных кошах, так и найденный в дуплах, причем оставляется несколько меда на прокорм пчелам на зиму. В былые времена пчеловодством занимались у нас и помещики, конечно, благодаря даровым пчеловодам из крепостных, теперь об этом пчеловодстве сохранилось лишь «предание старины далекой»…
Весь север соседнего Брянского уезда Орловской губернии, начиная от села Нарадовки и далее по берегам р. Десны, также изобилует крупными и мелкими пчеловодами, имеющими непосредственную связь с рославльскими пчеловодами. Брянское земство еще на прошлогоднем своем заседании подняло вопрос об устройстве образцовой пасеки для ознакомления пчеловодов-крестьян с рациональным ведением пчеловодства; на нынешнем земском собрании этот отрадный вопрос, по всей вероятности, получит окончательную санкцию. Не мешало бы и рославльскому земству, а также Рославльскому комитету Общества улучшения народного труда вместо погони за каким-то неосуществимым идеалом, последовать столь доброму примеру.
Благодаря всеобщему развитию у нас пчеловодства в последние годы быстро начало развиваться между нашими крестьянами садоводство; некоторые деревни уже теперь стоят среди садов. Крестьянские сады бывают невелики, в них помещается не более 25-30 фруктовых деревьев, преимущественно яблонь, причем мужики никогда не отдают свои сады в арендное содержание – они сами смотрят за садами и сами же продают излишек плодов на ближайших ярмарках, устраиваемых по селам летом и осенью в престольные праздники.
В недавнее время садоводство начало распространятся у нас даже при сельских церквах. В с. Новоселках, например, местный церковный староста крестьянин Зуйков, страстный садовод, шесть лет тому назад насадил более сотни яблонь возле приходского храма, так что чрез несколько лет церковь будет иметь хороший арендный доход. О помещичьих садах мы не будем толковать, так как они, за редкими исключениями, пришли почти в совершенный упадок, а там, где сады перешли в руки разных кулаков, они представляют собою картину какого-то татарского погрома: когда-то прекрасные аллеи вырублены, деревья засохли и самые сады превращены или в огороды, или в пастбища для телят…»
Автор: Юрий Шорин
Источник: Из Рославльского уезда // Смоленский вестник. 1890. 7 октября. №117. С. 3.; официальная группа научно-популярного журнала "Край Смоленский" https://vk.com/kraismol
Если материал вам понравился, не забудьте поставить дружеский лайк.
#край смоленский #рославль #история смоленской области