Найти тему
Дмитрий Веряскин

Тормозная жидкость жизни

Оглавление
картинка из интернета
картинка из интернета

Нас тупил понедельник, а значит, настало время офиги... около автомобильных историй.

про антифриз

И сегодня мы поговорим про последнюю (по списку, но не по значимости) важную жидкость автомобиля. Про тормозную жидкость.

Её редко видно, о ней ещё реже вспоминают, но если первые две влияют на жизнь и работу мотора, то от тормозной жидкости зависит Ваша жизнь и, возможно, жизни знакомых и незнакомых Вам людей. Машина не зря считается источником повышенной опасности.

Особенно, старая, которую делали «на века» из толстого железа.

Во-первых, машина массивная. От тонны и выше. Столкновение её с мягкой тушкой человека, весящего в 10 с чем-то раз меньше, причиняет этой тушке травмы, часто ведущие к увечью или даже не совместимые с жизнью.

Во-вторых, скорость. Даже «гуманные» (вызывающие адское жжение пониже спины у многих водителей) 40 км/ч — это более чем 11 метров в секунду! Вы моргнули — а машина уже где-то в глубине вас и вы летите... возможно, даже частями.

От всего этого нас спасает реакция водителя («ой, всё!») и тормозная система автомобиля. Внутри которой постоянно должна находиться та самая тормозная жидкость.

Колодочный тормоз

Вообще, тормозам примерно столько же лет, сколько колесному транспорту. Ну, может, на век-другой меньше. Про тормозные колодки мы знаем ещё из Древнего Рима. Тогда они были деревянными и прижимались с помощью столь же деревянного рычага к не менее деревянным колесам. В целом, тормоза были так себе. Особенно, в дождь и грязь.

 Колодочный тормоз (картинка из интернета)
Колодочный тормоз (картинка из интернета)

Потом нас тупили Тёмные века и про достижения Рима качественно забыли. Следующий раз тормоза «изобрели» в 12 веке ровно в том же виде: деревянный рычаг прижимал брусок к колесу. И в таком виде они просуществовали аж до 19 века. Разве что брусок начали обивать толстой сыромятной кожей.

И даже у первых паровозов данная система сохранилась в неизменном виде.

А вот с появлением «самобеглых колясок» над эффективностью торможения задумались.

Для начала появились каучуковые шины и тормозить деревяшкой об резину стало весело, но недолго. Резина протиралась до дыр.

Колодочный тормоз Карла Бенца (картинка из интернета)
Колодочный тормоз Карла Бенца (картинка из интернета)

Тогда немец Даймлер (тот самый, который позже сольется в экстазе с Бенцем) придумал барабанный тормоз. Но не тот, который нам известен и который, по выражению Джереми Кларксона «тормозит так же эффективно, как плавленый сырок об терку», а гораздо более навороченный и куда менее работоспособный.

На задней оси экипажа (простите, назвать ЭТО «автомобилем» язык не поворачивается) размещался стальной барабан, вокруг которого обматывалась стальная же лента. Механизм приводился в действие системой рычагов: когда погонщик самобеглой коляски тянул за рычаг тормоза, лента затягивалась вокруг барабана.

Барабанный тормоз. (картинка из интернета)
Барабанный тормоз. (картинка из интернета)

И если ангел-хранитель не филонил, а исполнял свои обязанности, повозка останавливалась. Далеко не сразу. Тем не менее, в сравнении с брусочком, обитым кожей, это был, можно сказать, прорыв технической мысли. Хотя такой чудо-механизм изнашивался даже быстрее, чем брусок. По свидетельствам очевидцев, ленты хватало на 250-300 км.

Барабанный тормоз

Так что автоумники продолжили напрягать извилины.

И уже в 1902 году француз Рено запатентовал близкий к известному нам барабанный тормоз. Правда, был он чугунным весь. Ну и тормозил так себе. Но это подтолкнуло мысль автоинженегров в нужном направлении и восемь лет спустя барабанные тормоза усовершенствовали.

Во-первых, весь механизм спрятали в защитный кожух, чтобы свести к минимуму попадание воды и грязи. А в-главных, чугунные скобы, прижимавшиеся к барабану изнутри, обили асбестовыми накладками. И ВНЕЗАПНО тормоза оказались хорошими. Не прошло и трех тысяч лет.

Барабан (картинка из интеернета)
Барабан (картинка из интеернета)

Но первые барабанные тормоза всё ещё были чисто механическими. Да, вместо рычага появилась педаль, но, чтобы нажимать её, нужно было обладать изрядной силой.

Часто вместо троса в механизме использовалась стальная тяга, передававшая усилие с педали на тормоза. А из-за несовершенства технологий очень часто усилия на разные колеса были разными, что приводило к заносам и авариям.

Гидравлический тормоз, вода, касторка и бутиловый спирт

В общем, ещё десяток лет спустя умники додумались до гидравлических тормозов. И, как это обычно бывает, первым делом налили в тормозную систему воду.

Вообще, вода — уникальное химическое вещество. Она практически не сжимается, равномерно передает усилия во все стороны, легко доступна, имеет самую лучшую теплоемкость (это я про антифриз вспомнил. Из личного опыта: украинский чудо-пепелац «Таврия», моя первая машина, с любым антифризом в системе охлаждения перегревался почти моментально. А с водой нет. Зато ржавело всё... и зимой было весело).
Но за все эти чудеса Мирозданье нам полной ложкой отмерило ... эээ... пусть будет «дёгтя» (хотя на язык просилось другое). Вода очень легко закипает, а так же очень легко замерзает. При этом, замерзая, увеличивается в объеме и норовит разорвать всё, во что она налита.
Кроме того, как пишут осведомленные источники, первые гидравлические тормозные системы (на секундочку, уже шли 10-е годы ХХ века, уже всякой резины было навалом) затыкались провощеной (!) сыромятной кожей. Которая размокала и рассыпалась, а иногда рассыхалась (тут я не понял, как и в каких случаях) и выпадала из резервуара. После чего тормоза переставали тормозить. Воду попробовали заменить на... растительное масло. Но быстро отказались от этой затеи.

И как-то так получилось, что это решение практически перестали использовать. Только американские Dodge и Plymouth к 1931 году продолжали выпускать машины с гидравлическими тормозами. Остальные вернулись к тросам и тягам. Что, кстати, делало невозможным торможение передних колес — они же должны были поворачиваться, а тут тяги...

А потом кто-то догадался смешать касторку с бутиловым спиртом. И получил первую тормозную жидкость. Которой пользовались вплоть до начала 70-х.

Использование гидравлических систем позволило выровнять давление во всех колесах, отказаться от тяг в пользу шлагов, доставляющих жидкость к тормозным механизмам и, в конечном итоге, оснастить тормозами передние колеса. К 40-м годам практически все автомобили в мире стали использовать гидравлику.

Жижа на основе бутилового спирта и масла считается «минеральной». Она во многом хороша: не взаимодействует с металлами, не гигроскопична (не впитывает воду из атмосферы), слабо расширяется при нагревании.

Но имеет существенные недостатки: кипит при 114 градусах и загустевает при -20. Соответственно, при закипании тормозной жидкости тормоза перестают быть тормозами. В системе появляются пузырьки газа, которые прекрасно сжимаются и жидкость не передает усилия в тормозные механизмы. Ну а загустевшая жидкость превращает тормозную педаль в несокрушимую крепость. С учетом того, что к 50-м годам автомобили стали больше, мощнее, тяжелее, потребовались новые решения.

Дисковые тормоза и этилкарбитол

Одним из таких решений стали дисковые тормоза. Которые уже сжимали специальный тормозной диск с двух сторон и обеспечивали наиболее эффективное торможение.

Устройство дискового тормознаого механизма. Изображение из открытых источников
Устройство дискового тормознаого механизма. Изображение из открытых источников

(Тут, кстати, не согласны производители большегрузного транспорта, которые по сию пору оснащают грузовики и автобусы барабанными тормозами. Всё дело, как водится, в волшебных пузырьках площади контакта. На грузовике, как и на автобусе, площадь контакта можно увеличить — и значительно, увеличив длину фрикционной накладки и её ширину. А вот у дискового тормоза размер колодок определяется максимально возможным диаметром тормозного диска и ограничен допустимым радиусом колеса. Так что не спешим выкидывать тормозные барабаны на помойку, они нам еще пригодятся)

Ну а затем была выпущена синтетическая тормозная жидкость на основе этилкарбитола. Которая закипала при температуре +140 градусов, а загустевала при -50.

Как и любое решение, она имела свои недостатки. Новая тормозная жидкость была весьма гигроскопична (что отчасти решалось герметизацией тормозной системы) и крайне химически активной. Последняя особенность была крайне неприятной. Для борьбы с ней использовались различные добавки, что приводило к новым проблемам.

Полигликоль и силикон

С 70-х годов минеральные и этилкарбитоловые томозные жидкости вытесняются с рынка полигликольными (а для гоночных авто силиконовыми). Эти жидкости кипят при еще более высоких температурах, до 260 градусов и сохраняют текучесть при -50.

Но и они имеют повышенную химическую активность. Если взять любую современную тормозную жидкость и пролить на лакокрасочное покрытие автомобиля, в месте, куда попала жидкость, образуются пятна, которые вывести не получится.

Кроме всего, что полигликольные, что силиконовые жидкости весьма ядовиты, поэтому производители настоятельно рекомендуют работать с ними в резиновых перчатках и после обязательно мыть руки.

Все синтетические тормозные жидкости весьма гигроскопичны, они могут впитывать до 40% воды от своего объема. Что, в свою очередь, снижает температуру кипения в 2 раза и усиливает коррозию металлических частей тормозов.

И это подводит нас к необходимости менять жидкость в тормозах.

Необходимость замены тормозной жидкости

Тормозные суппорта изготавливаются до сих пор из чугуна (по большей части. В BMW тормоза, как и подвеска, силуминовые, например), следовательно, когда наша тормозная жижа наберет в себя воды, чугун начнет ускоренно ржаветь.

А поскольку в современных тормозах давление может достигать 50 атмосфер и более, частички ржавчины (весьма угловатые и острые) отрываются от очагов коррозии и начинают путешествие по всей тормозной системе. Они радостно принимаются грызть резиновые соединения (сальники, шланги), оседать на всем толстым слоем, уменьшая сечение тонких трубок, подающих жижу к суппортам, а значит, уменьшать давление в системе.

Кроме того, вода начинает разъедать тормозные поршни, которые покрыты хром-никелевой пленкой. Образуются «жучки», разнашивающие уплотнительные манжеты. А потом на месте «жучков» образуются кратеры с весьма острыми краями, которые эти самые манжеты рвут и режут на винегрет.

Корродировавший тормозной поршень. Изображение из открытых источников
Корродировавший тормозной поршень. Изображение из открытых источников

И в один не прекрасный момент, нажав на педаль тормоза, вы с ужасом почувствуете, как она проваливается в пол, а машина продолжает ехать...

Чтобы страшилки остались страшилками, настоятельно рекомендую менять тормозную жидкость хотя бы раз в 2 года. И если у вас дома нет приспособлений для замены, не пожалейте денег, отдайте машину в сервис. Помните: тормоза — ваша жизнь.

Благодарю за интерес к моему каналу и автомобильной теме, и надеюсь на ваши лайки и комментарии.

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.