Найти в Дзене

ЛИЧНЫЙ АРХИВ ЖИТЕЛЯ ЯЛТЫ Н.А.ДЕШКИНА – НОВЫЙ ИСТОЧНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ О ГОРОДЕ (неопубликованное 2012)

Житель Ялты с 1926 года, мой прадед Дешкин Николай Андреевич (1886–1967) оставил после себя достаточно большой историко-биографический архив, посвященный отдельным моментам жизни города. Но вначале хотелось бы сказать немного слов о самом Н.А. Дешкине. Родился и рос он в городе Осташков Тверской губернии в многодетной семье рабочего кожзавода. В 15 лет началась его трудовая деятельность в Управлении работ Ревельского порта, а затем и на Ревельском металлическом заводе. Здесь последовал первый арест за антиправительственную деятельность. По царской амнистии через 1,5 года он отпущен на свободу.

С 1905 по 1910 год – работа в Санкт-Петербурге в различных типографиях. Потом работа в Москве, в том числе, в Управлении инспектора удельного виноделия. В Москве он оканчивает бухгалтерские курсы Московского общества распространения коммерческого образования.

С началом Первой мировой войны Н.А. Дешкин призывается в армию как ратник ополчения. Дошёл до Львова, но по болезни отправлен в отпуск. В 1916 году назначен бухгалтером Школы авиации в Петрограде.

С 1918 года Н.А. Дешкин работает в различных советских учреждениях: в Петроградской городской управе в Арендном отделе, в Комиссии по охране памятников искусства и старины Московского Совета, а затем в Библиотечном отделе Наркомпроса РСФСР. Но голод, царящий в то время в Москве, заставил Н.А. Дешкина искать новое место работы. Вместе с семьей в 1919 году он выезжает в Балашов Саратовской губернии, где и поступает на работу бухгалтером в Балашовский Уисполком. Здесь он дважды арестовывается ЧК, но обвинений не предъявляется и его выпускают.

В 1921 году Н.А. Дешкин вместе с семьей возвращается на свою родину и поступает на работу в Осташковский Уисполком бухгалтером.

В доялтинский период своей жизни Н.А. Дешкин был знаком и работал под руководством таких известных людей, как М.И. Калинин, архитектор П.П. Малиновский, поэт В.Я. Брюсов. Во время Первой мировой войны служил вместе с будущим директором Румянцевского музея А.К. Виноградовым. Но и самообразованием Н.А. Дешкин занимался постоянно. Очень любил читать. В его дошедшей до нас библиотеке присутствует Большая энциклопедия С.Н. Южакова, учебная и художественная литература к.XIX–н.XX вв., которая пережила с ним суровые годы Первой мировой войны, революции, Гражданской войны и оккупации во время Великой Отечественной войны.

В 1926 году уже не голод, а «болезнь легких», которую Н.А. Дешкин приобрел в период ареста в Ревеле, заставила его вместе с женой и детьми приехать в Ялту. Жили сначала на Аутской, д.40, а затем до конца жизни на ул.Литкенса, д.8, кв.2.

Довоенная трудовая деятельность в Ялте Н.А. Дешкина связана со многими организациями города, в которых он работал по части бухгалтерии. Постановлением Верховного Суда РСФСР в 1929 году был осужден за недоимки в госбюджет, но освобожден от наказания по амнистии.

Великую Отечественную войну Н.А. Дешкин встретил в должности главного бухгалтера Крымского управления по борьбе с оползнями. Эвакуироваться не сумел, т.к. в этот момент у него на руках была больная жена и двое внуков 6 и 3 лет, родители которых были призваны в армию.

Во время фашистской оккупации Н.А. Дешкин работал кассиром городского управления и своими глазами видел, что творилось в это время в городе и во власти. Многое испытал сам: бомбежки, голод, казармы, вызовы в гестапо и многое другое. Жизнь Ялты в это суровое время Н.А. Дешкин зафиксировал в своем Дневнике, который он начал писать 12 ноября 1941 года, но события охватил с 1 ноября, и закончил писать 15 апреля 1944 года. В советское время этот дневник хранился в семье и никому не показывался по вполне понятным причинам. В настоящее время эти дневники готовятся к изданию воссозданным Российским обществом по изучению Крыма. Издаваться будут в Крыму. В них упоминаются около 350 жителей Ялты, в т.ч. практически все члены Городского управления, порядка 130 топографических объекта Ялты и 80 объектов Крыма. Н.А. Дешкин практически каждый день записывал то, что видел, что слышал, о чем догадывался… Как и все дневники, эти дневники носят субъективный характер, описывают различные стороны жизни Ялты не с позиции идеологии, подпольно-партизанской борьбы, а с позиции простого жителя города, перед которым в столь трудное время стоит одна задача – выжить и передать внуков их родителям.

В 1944 году горком партии кооптировал Н.А. Дешкина как бухгалтера в комиссию по выявлению нанесенного ущерба Ялте фашистско-немецкими захватчиками. С этого же года он работает старшим бухгалтером Санатория ВМФ, затем возвращается главным бухгалтером в Управление по борьбе с оползнями и заканчивает свой трудовой путь в Тресте Ялтаспецстрой. В 1956 году Н.А. Дешкин вышел на пенсию, в 1968 году похоронен на Старом кладбище Ялты вместе с женой.

После своей смерти Н.А. Дешкин оставил множество документальных материалов, среди которых центральное место, безусловно, занимают, упомянутые выше дневники оккупации. Кроме дневников в его наследии есть записи «Жалобы бумаге», рассказывающие о жизни Ялты в 1940 году. В середине 1960-х годов он на основе дневников пишет статью «Мы это никогда не забудем. Ялта 1941-1944 гг.», в которой уже ощущается самоцензура.

К послевоенному периоду относятся записи, сделанные им на отдельных тетрадных листах (1945–1965 гг.), которые охватывают некоторые события из жизни семьи, города Ялты, страны, мира.

Ещё одним из объектов ялтинского наследия Н.А. Дешкина являются 6 однотипных черно-белых фотооткрыток, которые трудно идентифицировать, т.к. на оборотах нет никаких выходных данных. На них изображены залы какого-то музея с протекшими потолками, но с солидной картинной галереей и мебелью, явно не советского периода. Нахождение открыток в крымском собрании позволяло сделать предположение о том, что они имеют отношение к Крыму, а может быть и к Ялте. Благодаря помощи сотрудника Ялтинского историко-литературного музея Л.В. Петренко определился вектор поиска. Было предположено, что это изображен Ялтинский Народно-Художественный музей, который существовал с 1921 по 1927 год.

Первое с чем пришлось столкнуться, так это с крайне скудным материалом об этом музее. Немногочисленные упоминания касались в основном того, что коллекция картин Ялтинского музея стала одной из основ коллекции Севастопольского художественного музея. Тем более нигде не было изображений Ялтинского музея. Обладатели больших коллекций открыток крымской тематики (В.Ф. Козлов, Н. Ибраимов) также подтвердили, что в их коллекциях таких открыток нет. Единственные две фотографии, связанные с музеем и его директором А.Г. Кореневым, обнаружились в книге С.Г. Щеколдина «О чем молчат львы» [10,14-16]. Правда, Щеколдин называет его Ялтинским художественно-промышленным музеем. Следующим документом, открывающим завесу тайны, стала статья С.А. Андросова, опубликованная им на сайте Государственного Архива в Автономной Республики Крым «Из музейного прошлого усадьбы «Сельбиляр» в Ялте (1920-1927)» [1]. С этого момента и началась активная работа по поиску и приобретению изданных материалов по истории Ялтинского Народно-Художественного музея и его директора. Сразу подчеркиваю, что в биографии Коренева возникает неопределенность с датой его смерти. Во многих источниках эта дата приводится как 1943 год, и только у Щеколдина называется дата 28 мая 1942 года [8,164].

Благодаря собранным материалам, удалось установить, что «в каждом экспозиционном зале имелся настенный каталог. Номер, помещенный на углу картины, соответствовал каталожному номеру, против которого помещались название полотна и имя автора»[1]. На одной из открыток мы видим висящий на двери лист бумаги и белые квадратики, как правило, в левом нижнем углу картин. На этой открытке пока не удалось идентифицировать ни одной картины. Но эта открытка примечательна тем, что слева на ней просматривается выход на балкон, что говорит о том, что это верхний этаж. Так вот, пропорции и контур этого выхода совпадают с наружным изображением балкона административного здания Санатория им. Кирова в Ялте.

Вторая открытка принесла первые открытия. Сразу удалось установить картину Е.Е. Волкова «Лесное озеро», которая поступила в Ялтинский музей из собрания царской семьи Романовых в Ливадии [2,63]. Потом открылись картины В.Д. Поленова «Пруд» из собрания Корсакова [2,62] и А.К. Беггрова «Пристань на Неве», которая так же была взята из Ливадийского дворца [2,62]. Эти открытия позволили сделать вывод, что на открытке изображен зал русской живописи, находившийся в верхнем этаже музея.

Третья открытка примечательна тем, что единственно различимая на ней картина присутствует на фотографии 1928 года Зала западноевропейского искусства Севастопольской картинной галереи [3,7]. В этот момент пришлось прибегнуть к помощи путеводителей по Крыму, изданных в период существования Ялтинского музея. Удалось установить, что это картина французского живописца Н. де Куртейля «Венера и Амур» [6,55]. Следует отметить, что КРЫМОХРИСовский путеводитель, изданный в 1923 году, наиболее полно рассказывает о Ялтинском художественном музее. Путеводитель ФТО и РОПИКа [5,265-266] перечисляет лишь авторов картин, а путеводитель Крымского общества естествоиспытателей и любителей природы [4,351-352] вообще ограничился лишь перечислением отделов музея.

На четвертой открытке сразу бросается в глаза поясной портрет Павла I. Здесь же еще один портрет Павла I, но уже в полный рост. Путеводитель КРЫМОХРИСа указывает на замечательный «портрет Павла I, припис[ываемый] к дубликатам раб[от] Лампи» [6,54]. Скрупулезное изучение изображения картин на открытке и сравнение их с другими изображениями Павла I позволяет отнести их к кисти С.С. Щукина. Или к его дубликатам. На этой же открытке полностью идентифицирована еще одна картина – английского художника Дж. Доу – портрет графа И.О. Витта, владельца имения Верхняя Ореанда [7,10]. Но документальных свидетельств этим фактам пока найти не удалось.

Пятая открытка являет нам изображение другой стены зала, изображенного на четвертой открытке. Центральное место в изображении занимает портрет Екатерины II неизвестного пока художника. Изображенные картины на четвертой и пятой открытках позволяют предположить, что это портретный зал, который находился «в первой зале нижнего этажа» [6,54].

Шестая открытка открывает нам, видимо, зал западноевропейской живописи, т.к. здесь присутствует достаточно известный автопортрет Ван Дейка. Возможно, это дубликат, возможно копия. Но данная открытка интересна не этим! Здесь мы видим директора Ялтинского Народно-Художественного музея А.Г. Коренева. Столь однозначный вывод позволило сделать сравнение с уже опубликованными фотографиями Коренева [10,14-16; 3,10-11]. Вероятнее всего, рядом с ним сидит его жена Мария Ивановна, которая и являлась его помощником, т.к. жили они прямо в музее, о чем мы узнаем из воспоминаний Т.В. Шмелевой о М.А. Волошине, написанной ею для Дома-музея Волошина [9].

Это маленькое исследование, которое будет продолжено, позволяет говорить о том, что опубликование и изучение всех объектов историко-биографического архива Н.А. Дешкина позволит более полно познать жизнь Ялты и ее жителей в историческом аспекте.

Источники и литература:

1. Андросов С.А. Из музейного прошлого усадьбы «Сельбиляр» в Ялте (1920-1927) – Публикация Государственного архива в Автономной Республике Крым: http://www.daark.org.ua/2011-06-07-09-41-55/90-selbiliar.html

2. Бендюкова Н.А., Смирнова Л.К. Севастопольский художественный музей имени М.П. Крошицкого. – М.: Белый город, 2002

3. Картины из собраний московских коллекционеров в Севастопольском художественном музее / Авт.-сост.: Н.А. Бендюкова, Н.В. Григорьева, Л.К. Смирнова, А.И. Фролов. – М.: Издательство объединения «Мосгорархив», 2001

4. Крым. Путеводитель / Под ред. Л.С. Вагина, Е.В. Вульфа, П.А. Двойченко и В.В. Соколова. – Симферополь: Издание Крымского общества естествоиспытателей и любителей природы, 1923

5. Крым. Путеводитель / Под общ. ред. И.М. Саркизова-Серазини. – М.-Л.: Издание Физико-Терапевтического общества и Российского общества по изучению Крыма, 1925

6. Путеводитель по Крыму / Под ред. А.И. Маркевича. – Симферополь: Издание КРЫМОХРИСа, 1923

7. Филатова Г.Г. Дворец и храм в Нижней Ореанде. – Симферополь: Н.Орiанда, 2011

8. Филимонов С.Б. Тайны крымских застенков. Документальные очерки о жертвах политических репрессий в Крыму в 1920-1940-е годы. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2007

9. Шмелева Т.В. Навечно в памяти и жизни. http://maxvoloshin.ru/my_house_2

10. Щеколдин С.Г. О чем молчат львы: Крым. Алупка. 1941-1944/Сост. Г.Г.Филатова. – Симферополь: Н.Орiанда, 2009