Найти тему
Фоточайник

Долой тонировку! Возвращаем фотографии чистый цвет

Оглавление

Я не большой любитель высиживать часы за редактированием кадров. Мне бы или сразу снять так, чтобы нравилось, или если уж не получилось - поправить все быстренько, в несколько кликов.

Вот такими быстрыми приемами цветокоррекции в Фотошопе и ГИМПе буду тоже тут делиться. Не претендую на оригинальность, все эти методы придуманы давно, но подсказать их будет нелишним. Надеюсь, что кому-то окажусь полезным.

Начнем с удаления ненужной тонировки, "колоркаста". Промашки с балансом белого, мимолетное настроение сделать картинку поживее (теплее, розовее, кому что кажется красивым), либо просто желание угнаться за быстротечной модой - всё это приводит к тому, что нам самим наши же кадры скоро перестают нравиться. И хочется с фотографии смахнуть, стереть все эти излишества и оставить чистый спокойный цвет.

К счастью есть очень простые способы это сделать для вот таких ленивых фоточайников, как ваш покорный слуга.

Для примера возьмем вот такой кадр из Санкт-Петербурга. Город, впрочем, можно было бы и не называть - и так понятно, где такие сценки легко встретить. На душе было солнечно, в камере было накручено что-то очень теплое. Ну и, само собой, потом это оранжевое настроение пришлось редактировать. Перебор!

Фотография будто закрыта оранжевой пленкой. Под настроение такой цвет зайдет, но потом быстро надоест
Фотография будто закрыта оранжевой пленкой. Под настроение такой цвет зайдет, но потом быстро надоест

Давайте попробуем быстренько расправиться с этой тонировкой и в несколько кликов сделать приятный цвет в двух редакторах:

  • коммерческом и уже не всем в России доступном Adobe Photoshop
  • свободном и бесплатном GIMP

1. Фотошоп

1.1. Автоматический контраст

Это даже чем-то похоже на волшебную кнопку "Сделать всё зашибись", настолько преображает кадр - в одно действие мы и контраст подтягиваем и цвета гармонизируем. Быстро и удобно!

Создаем корректирующий слой Curves, режим наложения оставляем Normal. И начинаем колдунство: зажимаем Alt (на маке - Option) и тыкаем в кнопку Auto. Нам открывается окошко с четырьмя разными авто-режимами контраста. Все они замечательные, особенно второй, Поканальный контраст - он ещё и цвет нам почистит. Как раз то, что сейчас нужно.

Если в кадре баланс белого в целом в порядке, то стоит поставить галочку Snap neutral midtones, чтобы нейтрали не покрасились.

Adobe! Зачем было такой мощный инструмент так неочевидно прятать?
Adobe! Зачем было такой мощный инструмент так неочевидно прятать?
Enhance Per Channel Contrast - обработка в одно действие
Enhance Per Channel Contrast - обработка в одно действие

1.2. Сведение к среднему серому

Тут сначала нужно договориться на одну условность - в большинстве случаев непостановочная фотография будет смотреться органично, если в среднем по цвету она будет серой. Представить это можно таким образом: смотрим на фотографию, рисуем такой же кадр, но свежей краской на дощечке, а потом всю-всю краску с доски соскребаем и пока не засохла, перемешиваем. Вот это месиво и должно получиться серым без оттенка.

Если все цвета на снимке нейтрализуют друг друга при смешивании, баланс цветов воспринимается нейтральным: ни теплым, ни холодным, ни кричащим, ни каким-то депрессивным. И наш мозг такой: «Ну ОК, это просто цветной снимок, давай посмотрим, что на нем» - без какой-то изначальной предвзятости.

Такой подход не сработает, если снимок постановочный и цвета в кадре подобраны специально: например, фотограф фоном и одеждой модели выстроил аналоговую цветовую схему. Да и не обязательно постановка - если у вас морской пейзаж или зеленый газон на весь кадр, то тоже будет явное преобладание одного цвета, к серому такой кадр уже не сведешь. Но для городской фотографии или репортажа эта идея очень даже рабочая. Так что попробуем привести кадр к этой правильной серости, может быть, этого нам и хватит, чтобы он стал лучше смотреться.

Создаем копию слоя Background (правая кнопка - Duplicate layer), выделяем копию и делаем Filter / Blur / Average. И вот у нас есть тот самый средний цвет, которым затонирован кадр. Теперь мы понимаем, с чем боремся.

Но кроме оттенка, этот слой содержит еще и яркость, а нам это будет мешать - мы яркость фотографии менять не хотим. Поэтому яркость слоя со средним цветом нужно сделать 50%. Для этого создадим нейтральный серый слой. Добавляем корректирующий слой Solid Color.

Нейтрализуем тонировку, добавляя противоположный оттенок и делая фотографию усредненно серой по цвету
Нейтрализуем тонировку, добавляя противоположный оттенок и делая фотографию усредненно серой по цвету

Вводим в RGB все три цвета по 128 — это ровно середина от диапазона 0-255, в котором эти цвета меняются. Получаем серый слой со средней яркостью. Ставим режим наложения Luminocity, чтобы серый слой перенес свою яркость на слой с оттенком, который ниже.

Объединяем серый слой в группу с предыдущим слоем, где у нас уже есть оттенок. Сводим эти два слоя — правой кнопкой по группе и Merge Group. Или не делая группу, просто два слоя выделяем с шифтом и правой кнопкой Merge Layers.

Теперь имеем слой средний по яркости и с тем оттенком, которым затонирован кадр. Чтобы снять тонировку, осталось только сделать этот слой противоположным по оттенку и наложить на кадр — выбираем слой с оттенком, нажимаем Ctrl+I (на маке — Cmd+I) и меняем режим наложения на Overlay. Всё.

Ctrl+I — это тоже самое, что в меню Image/Adjustments/Invert, то есть обратить цвета: черное становится белым, синее желтым, пурпурное зелёным.

Мы словно два раза наложили на фотографию светофильтр — один раз при съемке или неудачной первой обработке мы будто нечаянно вставили цветное стеклышко и получили ненужный оттенок, а второй раз уже осознанно добавили другое «стеклышко» (потому и режим слоя выбран Overlay) противоположного цвета и нейтрализовали тонировку, вернув фотографии чистый цвет.

Добавлен в режиме Overlay слой, нейтрализующий тонировку
Добавлен в режиме Overlay слой, нейтрализующий тонировку

Если хочется тонирование не убирать полностью, а только ослабить, то меняем прозрачность верхнего слоя.

Написано много, но на деле всё выполняется очень быстро, а ещё плюс этого способа в том, что он легко записывается в Action. Раз сделали, а дальше в один клик используем. Если пользуетесь фотошопом с английским языком меню, то можете взять мой Action - он по ссылке.

2. ГИМП

2.1. Плагин Krikor Color Cast Reduction

Похожий способ есть и для ГИМПа, но тут уже всё автоматизировано до нас. Добрые люди написали отдельный плагин: Krikor Color Cast Reduction.

Здесь описано, как он работает.

По этой ссылке его можно скачать.

Сюда на всякий случай тоже его сохранил, если предыдущая ссылка перестанет работать.

Сохраняем файлик в папку с плагинами (на Windows это: C:\Program Files\GIMP 2\lib\gimp\2.0\plug-ins), перезапускаем GIMP, и инструмент появляется в разделе меню Python-Fu.

В один клик этот плагин создает новый слой, на который выводит исправленное изображение. Ну а мы либо соглашаемся с автоматикой и сразу сводим изображение (правая кнопка - Flatten image), если нам все нравится, либо убавляем прозрачность слоя Opacity.

Если автоматический алгоритм подошел к делу слишком рьяно, всегда можно убавить эффект прозрачностью слоя
Если автоматический алгоритм подошел к делу слишком рьяно, всегда можно убавить эффект прозрачностью слоя

Впрочем, с этим кадром плагин управился хорошо, можно ничего и не убавлять.

Результат работы Krikor Color Cast Reduction
Результат работы Krikor Color Cast Reduction

2.2. Автоматический контраст и автоматический баланс белого

У ГИМПа тоже есть довольно толковые авторежимы:

Меню Colors - Auto
Меню Colors - Auto
  • White Balance - делает ровно то, что нам сейчас надо. Сдвигает баланс белого к нейтральному
  • Stretch Contrast - по своему замыслу похож на то, что делает поканальный автоконтраст Фотошопа, который мы пробовали до этого
  • Stretch Contrast HSV - не наш случай, но штука тоже полезная. Этот инструмент автоматически оптимизирует контрастность изображения, но при этом не сдвигает оттенки цветов
  • Color Enhance - автоматическое повышение насыщенности. Обычно высокая насыщенность кадру вредит, но если все-таки душа требует буйства красок, то вот вариант, как его легко добиться. Я бы если и делал, то на отдельном слое, сильно убавляя потом прозрачность

Копируем фотографию на новые слои (правая кнопка - Duplicate layer), на них пробуем White Balance и Stretch Contrast.

White Balance оставил нам тепло бабьего лета в кадре, но при этом хорошо отбелил нейтрали. Получилось весьма недурно, можно потом чуть убрать насыщенность и вообще будет полный порядок.

White Balance
White Balance

При использовании Stretch Contrast снимаем галочку с Keep сolors, чтобы инструмент боролся не только за контраст, но и за гармонизацию цвета.

-10
 Stretch Contrast
Stretch Contrast

Видим, что здесь инструмент сработал очень-очень аккуратно, чуть отбелив нашего зебро-ловеласа, но почти не затронув общее оранжевое настроение.

2.3. GMIC

Ну и не устану рекламировать бесплатный набор плагинов GMIC с великим множеством инструментов. Сейчас нам поможет Color Temperature. Или ставим галочку на автомат, или вручную таскаем ползунок и выводим результат на новый слой, чтобы потом можно было поиграться прозрачностью. Тоже две секунды дел.

Пять сотен плагинов к нашим услугам. Безвозмездно! То есть, даром
Пять сотен плагинов к нашим услугам. Безвозмездно! То есть, даром

Получилось вот так. Холодновато на мой вкус, но право на жизнь имеет.

GMIC - Color Temperature - Automatic
GMIC - Color Temperature - Automatic

Само собой, каждый из автоматических вариантов - не догма, и нужно опираться на свой вкус. Но как отправная точка для обработки, почему бы нет. А может и сразу автоматика даст вам тот результат, которого хочется.

В завершение покажу, как в итоге этот кадр обработал тогда, осенью 2020 года, я сам вручную. Немножко оранжевости все-таки захотелось оставить:

Самостоятельная работа
Самостоятельная работа

Подписывайтесь, комментируйте, а главное - снимайте и обрабатывайте в свое удовольствие!

До встречи в Дзене.

#фоточайник

#чайник обрабатывает

#photoshop

#фотошоп

#gimp

#обработка фотографий

#фоторедакторы

#цветокоррекция

#ретушь

#colorcast