Найти в Дзене

Тонкое тщеславие, или как не потерять плоды поста и добрых дел

Оглавление

Узок путь в Царствие Небесное, ведь враг рода человеческого, не смыкая глаз, ищет, как погубить праведника. Господь говорит нам, что лукавый изгоняется молитвой и постом, но он не перестает искушать нас и в Великую четыредесятницу. Наоборот, его уловки становятся еще изощреннее. Излюбленное дело диавола — искусить нас под конец поста мыслью, что мы хорошо потрудились, ослабить наше бодрствование, напоминая об уже достигнутом и исполненном. Приняв такой помысл, мы можем потерять все духовные сокровища, добытые большим трудом. Как же разглядеть в себе скрытое тщеславие? Как с ним бороться и возможно ли навсегда победить?

Страсть тщеславия и ее проявления

Большинство мирских профессий, как и главное устремление человечества вообще, основываются на тщеславии и желании быть лучше других. Успехи в жизни люди уже давно приписывают не Богу, а себе, иногда «удаче». Мера успешности в мире измеряется тем, насколько человек известен и какой высоты статус имеет в обществе.

Но это не значит, что в пустыне одинокий отшельник свободен от тщеславия. Он также может быть обольщен диаволом. Например, мечтанием, как он, уже опытный подвижник, обходит монастыри и города и направляет людей на путь истинный или обретает от Бога духовные дарования и помогает притекающим к нему. Если подвижник вовремя не узрит в сердце своем грех тщеславия, оно перерастет в еще более страшное – прелесть. И в этом случае один только Бог сможет уберечь ум праведника от помешательства, а душу его от погибели. Впрочем, подобными мечтаниями может прельститься любой христианин.

-2

Господь любит всех людей одинаково, и грешника или богоотступника иногда даже больше. В притче о ста овцах, пастырь оставляет девяносто девять, чтобы найти одну заблудшую. Поэтому Богу противны человеческие гордость, тщеславие и превозношение. Мы помним пример Езекия, царя Иудейского. Этот совершенный праведник одной молитвой испросил избиение многотысячного войска и продление своей земной жизни на 15 лет. И всего через один принятый в сердце помысел тщеславия и возношения, он и себя потерял, и народ свой подверг гневу Божию.

Но еще более опасна тщеславная страсть оттого, что она, как ржавчина, паразитирует не только на пороке гордости, но и на всех добродетелях человека. Жертвуем ли мы в храм, помогаем ли ближнему, поем ли Богу на клиросе — всякий раз диавол испытывает нас тщеславными помыслами.

-3

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

«Тщеславие есть расточение трудов, потеря потов, похититель душевного сокровища», «пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна, ибо он то и другое делает для похвалы человеческой», — пишет прп. Иоанн Лествичник. Господь увещевал народ беречься «закваски» фарисеев, обличая последних: «Как можете вы веровать, когда славу друг от друга принимаете, а славы, которая от единаго Бога, не ищете» (Ин. 5:44). Так, нам всегда нужно проверять свои внутренние ориентиры: «Я сейчас делаю что-то, ради похвалы от людей или ради Бога?»

Поучительная история произошла однажды в Псково-Печерском монастыре. Старый игумен, аскет и подвижник, всю жизнь вырезал киоты для икон и думал, что ведет правильную духовную жизнь. И вот Господь по милости Своей сподобил его пережить клиническую смерть, во время которой ему было видение. Он оказался в глубоком рву, где, как на помойке, валялись его резные киоты. Он вырезал их с усердием и молитвой, думая, что этим угождает Богу и спасается. Но Пресвятая Богородица, стоящая наверху у края рва, вразумила его, что ни один из многих его подвигов не принят. Ни один, так как почти все они совершались по самочинию и с тщеславными помыслами. После возвращения к жизни игумен изменил свой путь спасения. Стоит и нам посмотреть на свою жизнь внимательнее: не повторяем ли мы его судьбу.

Методы борьбы с тщеславием

Опыт святых отцов, собираемый веками, сегодня служит нам хорошим подспорьем при распознавании в себе страсти тщеславия и борьбе с ней. Вот несколько главных принципов.

Не принимать похвалу на свой счет

Похвала и слава — самые очевидные причины развития в душе тщеславия. Если мы обратим внимание на наши ум и сердце, когда нам делают комплименты, то заметим, что даже если сердцем и не примем похвалу, в ум тщеславный помысел все равно постучится. И стоит нам похвалу с благодарностью принять, как семя тщеславия тут же попадает в душу и с каждой новой лестью в наш адрес растет и укореняется.

-4

Чтобы этого не происходило, всякий раз, как нас хвалят, нужно вспоминать, что все наши таланты, возможности и хорошие дела — дары от Бога. А также, что конечная цель любых наших трудов должна быть в прославлении Господа. Поэтому на похвалу святые советуют отвечать: «Не мне, не мне, Господи, а имени Твоему! Я сделал то, что положено, а за все остальное благодарите не меня, а Бога». И если в такие моменты мы вспомним еще и все наши прегрешения, то быстро поймем, что недостойны никакой чести и хвалы, и тщеславие отойдет.

Любить бесчестие

По слову прп. Иоанна Лествичника, начальная стадия избавления от тщеславия — это хранение молчания и любовь к бесчестию. Следующая — отсечение всех мысленных тщеславных искушений. И конечная, высшая, — «без смущения при других делать то, что служит к бесчестию», то есть юродствовать. Любить бесчестие — значит со смирением и благодарностью принимать, когда нас ругают или несправедливо обвиняют в чем-то. Интересный маркер истинного смирения нам дает прп. Иоанн: «Не тот показывает смиренномудрие, кто охуждает (осуждает) сам себя <...>, но тот, кто, будучи укорен другим человеком, не уменьшает к нему любви».

-5

Избегать суеты и все хорошее делать в тайне

Не менее важное правило для отсечения тщеславия — не стремиться показать себя миру, а кротко занимать самое последнее незаметное место. «Кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом», — говорит Господь (Мк. 10:44).

Так, упражняясь в посту в духовном и телесном делании, творении добрых дел, мы должны хранить все это в тайне. К примеру, если ревностный монах или какой благочестивый мирянин в первую или последнюю седмицу Великого поста не вкушает еды до пятницы, а потом рассказывает кому-то, как он целую неделю не ел, то в ту же секунду весь его подвиг теряет ценность. Спаситель говорит: «Ты же, егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже в тайне» (Мф. 6:6).

Настоящий христианин боится показать плоды своих трудов. Ни с кем, кроме духовника, он не делится, как провел пост, какой нес внутренний подвиг, как боролся и страдал. Только тогда наши добрые дела будут копиться в «небесном фонде», и мы получим за них воздаяние от Бога, когда на земле о них никому не будет известно.

-6

А между тем диавол будет тянуть за язык, предлагать поделиться плодами трудов с ближним, как бы духовной радостью, мол и нам удалось сделать что-то полезное в пост и получить благодать. Из этого вытекает следующее правило.

Избегать празднословия

Многословие часто служит к разжиганию в сердце тщеславной страсти. «Язык глупого – гибель для него, и уста его – сеть для души его» (Притч. 18:7). Человек тщеславный почти всегда многословен и празднословен, часто и безудержно смеется, громко разговаривает и различными поступками привлекает к себе внимание. Поэтому, чтобы побороть в себе тщеславие, нужно научиться контролировать свой язык. Прп. Нил Синайский наставлял: «Ароматы подвижнических трудов своих скрывай под печатью молчания, чтоб, будучи выставлены наружу языком, не были они расхищены славою». Также святые отцы учат не высказывать свое мнение больше двух раз. Продолжая настаивать на своем более того, мы разжигаем в другом человеке гнев, а в себе – тщеславие.

Видеть свою меру и смиренно ее принимать

Еще одно важное правило – понять свою меру и научиться со смирением довольствоваться ею. Конечно, порой занять свое скромное место бывает трудно. Внутреннее «я», глядя на телесные и духовные подвиги других подначивает: «Я тоже так могу, я же сильный». Но если человек начнет по тщеславию делать свыше сил, то быстро надорвется и может погибнуть. Найти вместе с духовником свою меру поста и образа жизни – прекрасное противоядие как от тщеславия и гордыни, так и от уныния и отчаяния. Пускай наш ближний бьет сто поклонов и сидит в пост на сухоядении. Если это нам не по силам, не будем завидовать, а смиримся и за это получим свою награду. Но опять же важно следить за помыслами и избегать самообмана. Послабления в посте телесном и духовном не должны исходить из саможаления и нерадения к служению Богу.

Исповедовать грех

Неисповеданный грех тщеславия очень быстро поражает сердце человека и приводит к перемене внутреннего состояния и скорому неизбежному падению. Поэтому, как только мы усмотрели в себе малейшие признаки тщеславия, нужно сразу каяться перед Богом и идти на исповедь.

Но и при покаянии нужны внимательность и осторожность. Прп. Нил Синайский предупреждает: «Когда приносишь усердное покаяние в грехах, тогда демоны, возвеличивая твои покаянные подвиги, умаляют грехи и нередко прикрывают их забвением или наводят на мысль, что они прощены, чтоб, ослабив труды, не почитал ты более нужным горько оплакивать свои падения».

-7

Не переставать бороться всю жизнь

Суть духовного пути такова: чтобы двигаться вперед или даже просто оставаться на месте, нам нужно постоянно прикладывать усилия. Если мы перестаем трудиться, то постепенно скатываемся назад. Так, через тщеславие диавол часто стремится остановить нас в духовном восхождении, когда мы уже многое преодолели. Так же он старается уменьшить к концу поста наше ревнование к подвигам и доброделанию, показывая, что мы уже итак хорошо потрудились.

Если от других, более очевидных грехов и пороков, мы можем очиститься и в дальнейшем легче избегать их за счет каких-то ограничений, то с тщеславной страстью, таящейся среди добродетелей, чем дальше, тем внимательнее нужно быть. Как при хроническом заболевании нужно ежедневно пить лекарство, так и на тщеславие нужно себя постоянно проверять и при необходимости лечить покаянием. Только при такой нашей внимательной жизни, стараниях сохранить ум и сердце в чистоте, есть надежда, что хотя бы одно из сотни наших дел будет принято Богом.

-8

Непрост путь борьбы со страстью тщеславия, но она необходима. И если будем уповать не на свои силы, а на Божью милость к нам и на Его помощь, то непременно научимся быть «мудрыми, как змеи, и простыми, как голуби». И тогда все наши постные труды и подвиги будут нам не во грех, а во спасение.

Простым и понятным ориентиром для нас в деле самосовершенствования длиною в жизнь пусть послужат слова прп. Силуана Афонского: «Велико только одно: смирить себя, ибо гордость мешает нам любить».

При подготовке материала использовалась книга прот. Сергия Филимонова «Борьба со страстями»

-9

КАТАЛОГ МАСТЕРСКИХ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ