«Все люди разные. Надо понимать и принимать то, что вам дано природой. Оценив свои возможности и опираясь на реальную оценку своих творческих способностей, приняв ответственное решение стать артистом-вокалистом, каждый из вас должен развивать себя так, чтобы ваша дальнейшая работа в этом направлении дала максимально хороший результат. Для этого есть только один способ – изучить предмет вашей деятельности со всех сторон, дотянувшись до любых полезных методик, способов и советов от тех, кто умеет дать вам то, что пригодится в работе над собой. И только после серьезных усилий по изучению предмета «вокальное искусство», после множества занятий и размышлений над конкретными музыкальными произведениями, при этом загрузив свой ум огромным багажом общечеловеческих знаний, вы сможете прийти к пониманию того, чем именно вы занимаетесь и как правильно это нужно делать».
Вот такой эпиграф можно было бы дать к мастер-классу по вокальному искусству, который обычно проводит Владимир Брилёв. Его ученики, работающие с ним не один год, точно знают, что каждое слово и каждое упражнение от этого педагога обязательны к точному исполнению и дальнейшему закреплению путем многократных повторов. Стать хорошим артистом-вокалистом - это значит пройти серьезную школу. И здесь не только упражнения, собственно, по вокалу.
Обучение предмету «вокальное искусство» включает в себя много совершенно различных областей знания. Задолго до начала пения нужно подготовить свой «рабочий аппарат», свое тело - то есть средство производства - к той работе, которая должна быть сделана максимально успешно. Затем идет подготовка и голосового аппарата. Процесс освоения знаний и последующая тренировка как тела, так и голоса – это процесс непрерывный, который длится всю жизнь, пока человек работает на сцене. И этот процесс обучения и тренировки – каждодневный труд, эдакая «рабочая лошадка» профессии.
Важен же для любого ученика всегда только конечный результат такого труда в виде мастерского исполнения музыкального произведения в любом жанре так, чтобы зритель был захвачен процессом исполнения, актерским мастерством исполнителя и, в конце концов, получил тот результат в виде эстетического наслаждения, за которым он и пришел к артисту. А для этого одного красивого вокала очень мало. Артисту-вокалисту нужно быть человеком, наполненным изнутри, прежде всего, знаниями, которые ученик почерпнет из огромного списка литературы и кинофильмов, составленного педагогом и врученного будущему ученику еще перед началом занятий. Зачем это нужно, спросите вы? Ответ прост. Каждое музыкальное произведение было написано по какому-то конкретному поводу, вложенному автором в текст и музыку. И чтобы понять авторский замысел и максимально точно перенести его в свое исполнение, вокалист обязан прожить, прочувствовать этот повод. Для этого совершенно необходимо обладать знаниями в области актерского мастерства, сценической речи, сценической пластики, гибкости вашего «средства производства», то есть тела. Когда вы овладеете этими навыками, то ваш голосовой аппарат, учитывая все необходимые нюансы переживаний, начнет откликаться на ваши музыкальные эмоции совсем по другому – с большей эмоциональной энергией, передавая ее зрителю. И здесь, когда ваши эмоции, переданные с помощью звука, начнут свой полет в зал, и родится истинное искусство.
Чтобы понять, как это работает, обратимся к содержанию мастер-класса.
В самом начале работы, в процессе знакомства с учениками, Владимир как бы исподволь дает всем понять, что даже такая простая вещь, как слова приветствия с дальнейшим представлением себя ( Здравствуйте, меня зовут Настя (Ваня, Петя и т.д.), несет массу полезной информации для педагога и понимание, с какими проблемами предстоит столкнуться у каждого конкретного учащегося в дальнейшей работе с ним. Владимир сразу обращает внимание учеников на то, как они стоят. «Ноги врут». Эта аксиома известна любому актеру. Язык тела начинается с мелочей даже прежде, чем вы успеете открыть рот и произнести хоть один звук. Отсюда простой вывод – здесь мелочей не существует! Поэтому, так важно сразу дать понять ученикам, что то, как они стоят – их поза, опора на обе ноги или на одну из них, наличие или отсутствие правильной осанки и другие существенные «мелочи», которые совсем таковыми не являются, скажут сначала педагогу, а потом, с приобретением определенного опыта, и самим ученикам, «кто он и что он» в данный момент времени, то есть, что он представляет из себя, как актер.
Определившись с начальным этапом, можно двигаться дальше. Вот зазвучала речь. Что можно об этом сказать касательно каждого? Опытный педагог сразу услышит любую зажатость: голосового аппарата, шеи, лица, плечевого пояса и так далее. И это сразу же нужно постараться купировать, объяснив ученику его ошибки. Когда вы обращаете внимание учащегося на эти тонкости и сразу же исправляете его ошибки, он начинает понимать разницу, между «правильно» и «неправильно», отсюда же между «удобно» и «неудобно», что существенно облегчит учащемуся работу с голосом и телом в будущем.
Следующий этап – это дать ученикам основы актерского мастерства, поскольку просто голос без тела эффективно работать не будет.
Понятие о классических театральных истинах «я в предлагаемых обстоятельствах», «исходное событие» и « внутренний монолог» - это база, основа любого актера, если он всерьез хочет стать профессионалом в любом творческом жанре. Вокал совсем не исключение, а, напротив, совершенно укладывается в эту же схему. Мы знаем массу примеров, когда прекрасные вокалисты с чудесно звучащими голосами не трогали публику своими песнями, поскольку, существовали на сцене как одиноко вбитый в эту сцену гвоздь. Хороший вокал хорош только первую минуту. Не подкрепленный качественной актерской игрой, «проживанием» музыкального номера самим артистом на сцене, хороший вокал быстро надоест зрителю, который тут же отвлечется на какое-то другое занятие, просто пережидая, когда этот артист закончит и, наконец, покинет сцену. Задача же у артиста ровно противоположная – даже при весьма скромных вокальных данных так исполнить свою работу, чтобы зритель пережил вместе с артистом все то, что автор заложил в конкретное произведение. Таких примеров также масса. Знаменитые артисты-вокалисты прошлого Клавдия Шульженко, Леонид Утесов или, к примеру, Марк Бернес так могли захватить внимание зрителя, не обладая при этом особыми или выдающимися вокальными способностями, что их имена даже после смерти помнят и ценят в музыкальном мире, как эталонные имена истинных творцов настоящего искусства.
Поэтому упражнения на такие ключевые понятия в театральном мире, как «я в предлагаемых обстоятельствах», «исходное событие» и « внутренний монолог» обязательны к изучению, правильному пониманию и дальнейшему использованию в профессиональной деятельности любым артистом-вокалистом. Педагог разъясняет на различных примерах, что означают эти базовые понятия и как их правильно применять в своей работе.
После ознакомительных упражнений, педагог, как бы исподволь переходит к демонстрации человеческих возможностей актера на примере известных людей. В качестве подсобного материала может быть выбран любой объект из числа известных артистов-вокалистов, которые демонстрируют свободное владение многими техниками, как вокала, так и работы с телом – то есть уже упомянутое выше актерское мастерство. Без наличия таких полезных навыков артист обречен остаться в тени тех своих коллег, уделявших больше внимания изучению возможностей своего тела, которое в актерском плане всегда придет на помощь артисту-вокалисту в случае наличия некоторых затруднений как в вокале, так и в общечеловеческом смысле. Что это значит на практике?
Человек – не робот, не железный механизм, и просыпаясь утром, он не может гарантировать, что к вечеру его голос не будет испытывать усталости, недомоганий либо еще каких-то сложностей в профессиональном плане. То же самое касается и нашего тела. Мы болеем, причем это может случиться в любой день и совершенно внезапно, а вечером или даже днем у вас спектакль, концерт или любой другой выход на сцену. А зрителя ведь не интересует, что у вас там стряслось на этот раз и по какой причине вы не можете выдать « на гора» весь максимум того, что умеете. Вот тут на помощь вам и придут те годы тренировок, на которые вы потратили большую часть своей жизни. И тогда вы понимаете, что все было не зря и ваш голосовой аппарат, ваше тело, натренированные многочисленными часами репетиций и упорным трудом над собой всегда придет вам на помощь. Опытные артисты прекрасно об это осведомлены. Поэтому, любые полезные упражнения они готовы повторять часами, чтобы натренировать себя на работу, что называется, в любых условиях. И сейчас разговор не о руладах, которые вы часами выдаете на репетициях с аккомпаниатором, чтобы разучить очередной музыкальный номер. Сейчас речь о совокупности тех знаний, которые вам необходимо было приобрести, чтобы быть всегда уверенным в своем сценическом успехе, который плавно вытекает из вашей сценической же состоятельности. Из чего он складывается? Из базовых упражнений собственно вокальных – это само собой. Но и все другие полезные знания для успешной работы на сцене вам также придется усвоить.
Что делать с телом? Как научиться им управлять? Откуда же взять ту гибкость и послушность тела, чтобы оно могло максимально изображать тот набор не только базовых знаний по актерскому мастерству, а еще и самостоятельно находить новые краски для передачи чувств и эмоций, заданных в каждой роли или в каждом музыкальном номере автором? И ведь хочется еще и раскрасить авторский замысел собственными находками!
Тут вам на помощь придет такая с виду простенькая и банальная вещь, как физические упражнения. Да, да, именно тот набор физических упражнений, с виду довольно незамысловатых, но, на самом деле, выверенных годами работы с учениками, которые даст вам педагог, и которые вы обязаны разучить и неукоснительно выполнять день за днем, занятие за занятием. Он то, как раз, и даст вам и вашему телу ту неограниченную свободу творчества, необходимую для создания любого сценического образа. Также, вас всегда выручат задания по актерскому мастерству – этим нужно заниматься постоянно, таким образом развивая свою творческую фантазию, без которой немыслимо создание ярких сценических образов.
Один из самых важнейших навыков для успешной работы вокалиста – это умение правильно дышать. Даже, скорее – это самый важный навык. Поскольку без него вокалист обречен на неудачу в профессии. Дыхание может стать как и верным другом, так и злейшим врагом певца. Неправильное дыхание способно убить даже самый красивый природный голос. Поэтому, так важно овладеть искусством правильно дышать. Для этого существует несколько опробированных и очень действенных дыхательных методик. Дыхание по Стрельниковой и по Тартаковскому в их числе. Это важные «помощники» и друзья любого певца.
Но для начинающего вокалиста необходимо понять исходный, базовый принцип правильного дыхания. Он несложен, как и все гениальное и довольно прост в использовании. Но его надо сначала понять и освоить, чтобы потом полностью переключиться на такое дыхание даже в повседневной жизни. Для понимания этого базового принципа педагог дает ученикам простой, но очень оригинальный пример такого дыхания. И, как правило, любому человеку сразу становится понятен механизм такого дыхания.
В данном конкретном мастер-классе дано только само понятие правильного дыхания, но пока не были раскрыты основные методы его достижения. Это теперь – материал для следующего урока.
По ходу занятия педагог последовательно дает учащимся задания, которые они должны сделать к следующему занятию. Это и ознакомление с различными историческими фактами, изучение биографий выдающихся музыкантов, жизнь которых внесла какие-то важные переломные моменты в историю музыки нашей цивилизации, другая, полезная для будущих занятий информация. Поскольку, отсутствие такой информации в голове у студента не даст возможности самому студенту правильно усваивать материал, который дает ему педагог. Только наличие одинаковой точки зрения на предмет у педагога и у учащегося дает нам нужный результат в виде правильного понимания учащимся тех посылов и примеров, которые педагог приводит для студентов в качестве примеров для понимания и усвоения материала.
Это и есть именно то, о чем педагог говорил в самом начале своего мастер-класса – начало изучения того багажа знаний, который просто жизненно необходим каждому грамотному и думающему музыканту. Источник таких знаний – книги и кинофильмы, обязательные к прочтению и просмотру, для того, чтобы впоследствии, приводя примеры из этих книг и фильмов, педагог мог доходчиво и красочно объяснить студентам суть подаваемого им материала. Таких знаний должно быть в достатке именно для того, чтобы, когда в руки музыканта-вокалиста попадает новый текст того произведения, который ему только предстоит изучить, музыкант мог самостоятельно разобраться в том, что означает этот текст для него, для общества, в котором он существует, и которое имеет, в свою очередь, какие-то свои установки и ценности, трактуемые в данном историческом периоде именно так, а не иначе, поскольку они ранее могли иметь какой-то совсем другой смысл. Материал, который музыкант берет для изучения, должен быть разобран, что называется «по косточкам», чтобы понимать, для чего или кого он был написан, как его в связи с этим можно трактовать, и, отсюда, с какой именно творческой и художественной идеей он должен быть интерпретирован для зрителя. Говоря простым языком – как именно, с помощью каких изобразительных средств этот текст должен прозвучать так, чтобы зритель всем своим существом понял, что хотел и автор, и сам исполнитель передать этим своим выражением мира внутреннего в мир внешний.
В следующем мастер-классе педагог продолжит работу над теми упражнениями, которые он уже успел показать студентам, но суть которых остается темой для следующих занятий. Поскольку за время, отведенное для мастер-класса нельзя рассказать сразу и обо всем. Желаем вам полезного и приятного просмотра и ждем вас на следующих мастер-классах Владимира Брилёва.