Найти тему
Валерий Рыбалкин

Свой - чужой

По некоторым данным за 5 500 лет на Земле произошло около 15 000 войн, в которых погибло примерно 3 500 000 000 человек. За всю историю своего существования человечество жило в условиях мира только 292 года – менее одной недели каждые 100 лет. Здесь есть чему ужаснуться.

1.

Знаю такой армейский анекдот:

Маленький сынишка спрашивает у своего отца-полковника:

– Папа, а когда я вырасту, то буду солдатом?

– Будешь, сынок, будешь, – отвечает отец.

– А лейтенантом?

– Без проблем, будешь и лейтенантом!

– А полковником?

– Конечно, я ведь полковник.

– А генералом?

– Э-э нет, дорогой, у генерала свой наследник имеется! На чужой каравай – рот не разевай.

Служил как-то в Советской Армии военный лётчик ВБ. И очень ему хотелось дослужиться до генерала и выше, если, конечно, получится. Но не принимали его в свой круг начальники, потому как не было у горемыки отца-генерала. Даже очередное воинское звание забывали порой присвоить: мол, много вас тут безвестных лётчиков-залётчиков развелось, за всеми не уследишь. А уж о том, чтобы послать шибко вумного выскочку в академию, открыть перед ним перспективу – об этом и вовсе заикаться не стоило. А вдруг он там генеральского сынишку за пояс заткнёт, или – не дай бог – станет претендовать на «законное» место вышеуказанного сиятельного отпрыска? Тогда от высокого начальства поблажек не жди! Генерал-отец – тот ведь в доску свой, его каждая собака в генштабе знает, а этот наглый тип – чужой он, для всех чужой, и ничего с этим не поделаешь. К тому же ершистый какой-то, неуживчивый…

Так вот, промучившись энное число лет, в году 1967-м этот самый ВБ во время учебного полета развернулся на своём Миге да и упорхнул в страну восходящего солнца – в Японию значится. Запросил там политического убежища, а в качестве подарка преподнёс чужим американским генералам советский боевой самолёт со всеми содержавшимися в нём секретами и военными тайнами.

Наградили толстопузые буржуины нашего плохиша-перебежчика сладким вареньем да особыми своими печеньками, коими они залётных иуд испокон веков прикармливали. И стал сей подлый изменщик для них самым что ни на есть своим. А невзлюбившие опального летуна советские начальники тут же признали его чужим, поскольку выдал он заморским генералам самую страшную военную тайну – систему опознавания «свой – чужой», без коей ни один самолёт, корабль или ракета не в состоянии были отличить родную технику от заморской. Конечно, теперь, чтобы не ошибиться, можно было пулять во всех без разбора, но за это – ясное дело – по головке не погладят, орден рыцарский не дадут. И поняли тогда бравые генералы, что пушки и самолёты на войне – не главное. Намного важнее – уметь отличать своих от чужих.

2.

В далёком каменном веке жили в Европе два племени, два вида приматов: современные люди и неандертальцы – лохматые скуластые существа неимоверной силы и ловкости. Обитали они в лесах, плодились там потихоньку. Правда, задевали людей ненароком, но сколько было земли вокруг: рек, лесов, дичи, рыбы – живи и радуйся!

Однако нашим далёким предкам не давала покоя мысль о том, что рядом обитают чужие, не похожие на них существа! Началась война и… не осталось на Земле ни одного живого неандертальца. Нет, они никому не мешали. Просто произошло характерное для хомо сапиенс разделение на своих и чужих, коих терпеть рядом с собой наши предки ну никак не могли. Так уж у них мозги были устроены – логика первобытного мышления, ничего не попишешь.

А давайте подумаем, неужели только человеку свойственно подобное неприятие? Собака, например, всегда защищает своего хозяина за то, что тот её кормит. Она легко отличает своих от чужих. Доминирующий самец в стаде млекопитающих тоже никогда не допустит чужака к гарему. Ещё можно вспомнить знаменитые турниры благородных оленей или кровавые разборки моржей. Здесь присутствует такое же чёткое разделение. Характерно поведение хищников: волк, попавший в овчарню, зарежет чужих для него овец – всех до единой! А ведь серому убийце и одной-то будет многовато для насыщения. Ещё пример: волчата голодной зимой могут сожрать своего более слабого собрата, предварительно переведя его в разряд чужих.

Вот и выходит, что деление на два вышеупомянутых лагеря свойственно животному миру, является его неотъемлемой составляющей, а также служит для улучшения видов и отражения внешней агрессии. У людей же это своего рода атавизм или рудимент, доставшийся нам в наследство от наших диких доисторических предков. При этом, считая себя высшими разумными существами, мы продолжаем слепо следовать дремучим первобытным инстинктам.

3.

Статистика говорит, что более половины браков в нашей стране завершаются разводами. А ведь как всё начинается! Пышные свадьбы, кольца, кортежи машин. Молодые любят друг друга, готовы умереть за свою единственную и неповторимую половинку.

Но проходит какое-то время, и всё резко меняется. По непонятным причинам свой близкий человек вдруг превращается в чужого и ненавистного. И происходит это как-то уж очень быстро – в течение нескольких часов или суток. Почему? А не срабатывает ли и в этом случае всё тот же древний инстинкт? Не перещёлкивается ли где-то в глубине сознания человека невидимый тумблер-переключатель «свой - чужой»?

Все наверное слышали о том, что опытный оратор легко может покорить толпу своим красноречием. В этом случае мы видим проявление стадного инстинкта. Причём, многие разумные особи «в стаде» почему-то теряют способность мыслить самостоятельно и подчиняются всеобщему эмоциональному порыву, будто стая рыбёшек, синхронно движущаяся как единое целое. И если «завести» толпу в нужном направлении, щёлкнуть вышеупомянутым переключателем, то очень даже легко и просто можно натравить озверевшее людское стадо… да на кого угодно. Помните у Высоцкого: «Я не люблю манежи и арены, на них мильон меняют по рублю!..» Великий поэт прекрасно понимал опасность «коллективного мышления» и не желал следовать первобытным инстинктам, которые априори заложены в каждом из нас.

Помню, как в детстве мы – ребята неразумные – делились по территориальному признаку – по районам. И даже сильная в те времена милиция не могла перещёлкнуть в наших головах заклинивший тумблер «свой – чужой». Собираясь толпами, устраивали грандиозные побоища район – на район. А в «мирное» время отлавливали незнакомых «чужих» пацанов, чтобы поиздеваться над ними. И чем они отличались от нас? Тем, что жили в некотором отдалении? Нет, просто вездесущие инстинкты сначала разделили толпу агрессивных недорослей на своих и чужих, а затем безжалостно столкнули их лбами друг с другом.

Перечитывая историю, можно найти множество примеров неразумного поведения толпы. Например, Кровавое воскресенье, или трагедия на Ходынском поле во время коронации Николая Второго, или трения по национальному, а порой и по племенному признаку. Приходит на ум обычай кровной вражды на Кавказе, когда члены семьи какого-нибудь соплеменника вдруг объявлялись врагами из-за того, что тот нарушил, к примеру, кодекс чести. Тумблер в головах резко перещёлкивался, и вместо того, чтобы найти приемлемый выход из создавшегося положения, люди, подчиняясь инстинкту, убивали друг друга до тех пор, пока одна семья не изводила другую под корень.

4.

Людям вообще свойственно разбиваться на два лагеря и воевать между собой. Вся история человеческого общества – это история войн. В древних летописях боевые действия описаны красочно и подробно: подготовка, диспозиция, начало битвы, потери и, наконец, торжество победы одной стороны с последующим разграблением городов и весей побеждённых, насилие над беззащитными мирными жителями, а также продажа их в рабство. По такому сценарию разворачивались события в странах древнего мира, в первобытных племенах каменного века, в средние века. По сути, ничего не изменилось и в наше время.

В годы Второй мировой войны гитлеровская Германия эшелонами увозила молодёжь с захваченных территорий. Украинские, русские, белорусские рабы были объявлены чужими, людьми второго сорта и использовались новыми хозяевами для выполнения тяжёлых физических работ. Их содержали впроголодь, били и даже клеймили, будто скот.

Но наступил перелом в ходе Великой битвы, и Советский Союз в составе антигитлеровской коалиции выиграл эту освободительную войну, потеряв десятки миллионов своих сограждан убитыми. Однако перещёлкнуть в головах людей тумблер "свой - чужой" в обратном направлении не удалось почти никому. Всё повторилось. Пленные немцы, болгары, румыны, итальянцы были угнаны вглубь нашей страны, содержались в концлагерях и умирали от непосильного труда, голода и болезней. Они были чужими для победителей так же, как и узники ГУЛАГа, находившиеся за колючей проволокой и работавшие в нечеловеческих условиях, обеспечивая приемлемый уровень жизни для тех, кто оставался на свободе.

Нечто подобное, принимая самые безобразные формы, происходит за рубежом и сегодня. Ведь природа человеческая всегда и везде одинакова. Относительно недавно пали колониальные империи – вселенское зло, зловонные язвы на лице нашей прекрасной планеты. Но бывшие колонизаторы изобрели новые изощрённейшие формы угнетения и ограбления своих недавних рабов, навеки ставших для них чужими. Кроме того они организуют кровавые войны между доверчивыми аборигенами, наживаясь на горе безвинных людей.

А ещё мы делимся на законопослушных граждан – своих – и на чужих для нас преступников. Тех, которые испокон веков содержались за решёткой. Это по сути два мира, две цивилизации, разборки между которыми происходят с завидной регулярностью. Правда, в последнее время мы стали сознательно уменьшать число изолированных от общества нарушителей закона. И это правильно: за экономические преступления, к примеру, необходимо наказывать рублём, а не умножать и без того растущие ряды преступного мира. Пусть воры и аферисты живут на свободе, работают и постепенно компенсируют нанесённый ими материальный ущерб!

5.

Свои и чужие. Мы делимся на два и более лагерей, подчиняясь заложенному в нас древнему инстинкту. Разделение происходит по цвету кожи, по национальности, по вероисповеданию, по принадлежности к партиям и кланам, по достатку, по родовитости, по... «Разделяй и властвуй» – таким принципом руководствовались мудрые древнеримские правители. Чтобы ослабить любое сообщество, нужно только одно – поделить людей на своих и чужих. И тогда можно будет брать их голыми руками, потому что разделённые тут же приступают к своему излюбленному занятию – гнобить, унижать, убивать своих соплеменников. За что? Трудно сказать. Например, потому что другой думает иначе, не так, как я.

Кто виноват в том, что началась первая мировая война? Почему люди несколько лет подряд уничтожали друг друга? Из ничего… на ровном месте споткнулась человеческая цивилизация! Убили какого-то эрцгерцога?! Да их пачками отправляли к праотцам до и после того! Нет, истинная причина начала войны в другом. Просто захотелось алчным правителям кардинально решить накопившиеся у них проблемы иным, не мирным путём. А потому разделили они человечество на своих и чужих – весьма условно. Подумайте, ведь в жилах чужого для Германии русского царя и его супруги текла почти чистейшая немецкая кровь! Погибли десятки миллионов. За что? Почему? Никто не знает. Просто взыграл в людях древнейший первобытный инстинкт, подстёгнутый теми, кто на крови убитых получил свою вполне реальную выгоду.

Вспомним афганские или чеченские племена. Их много, они разобщены по родовому признаку, всегда находятся в состоянии войны, конфронтации между собой. Но если появляется внешний враг, то, объединившись, эти народы становятся непобедимыми. Афганцев можно истребить всех до одного, но подчинить, поработить их нельзя. Очень интересно в этом случае срабатывает в головах переключатель «свой – чужой». Вчерашний враг из соседнего племени вдруг становится своим.

И ещё одна мысль: каким невероятным потенциалом будет обладать человечество, если объединит свои усилия, прекратив междоусобные войны! Тут есть о чём задуматься.

Учёные считают, что рано или поздно мы должны повстречать инопланетный разум. Весьма вероятно, что он будет враждебен для нашей цивилизации, придётся людям объединяться ради битвы с пришельцами. Но нет – мы по-прежнему продолжаем играть в свои игры, хотя давно выросли из детских штанишек. Вспомните Карибский кризис. Мир стоял на грани катастрофы. Ещё немного – и множество ядерных боеголовок советских и американских ракет могли бы уничтожить человечество, превратить Землю в радиоактивную пустыню.

В тот момент разделение на своих и чужих достигло критической точки. Стоял вопрос о том, быть или не быть разумной жизни на нашей планете? А в это время – вдумайтесь – правители двух стран, обладая колоссальным разрушительным оружием, продолжали потворствовать своим животным инстинктам! Да и сегодня почти ничего не изменилось – главы государств тешат свои переполненные страстями души и продолжают всё ту же древнюю игру. И это при том, что произведенное за последние десятилетия оружие способно многократно уничтожить всё живое на нашей планете.

Нет, дорогие наши правители, и ещё раз нет! Нам всем надо остановиться и задуматься о том, что если начнётся ядерная война, то большая часть человечества погибнет. А немногие оставшиеся в живых откатятся в каменный век: будут жить в пещерах и охотиться на каких-нибудь неизвестных нынешней науке саблезубых мутантов. Помните это!