За Москвой закрепилось множество прозвищ: кто-то называет ее первопрестольная, указывая, что именно Москва стала первой столицей государства Россия, кто-то называет ее белокаменная, намекая на обилие каменных зданий, которые в таком количестве впервые начали появляться на Руси именно в Москве. Но тут все понятно, можно даже без особых знаний истории понять, что к чему, но вот почему Москву называют Третьим Римом и что это должно значить?
Суть не в политическом наследовании прав и достижений, Москва унаследовала от Рима нечто гораздо большее, но обо всём по порядку.
История первых двух Римов
Чтобы понять происхождение данного выражения, и в полной мере осознать, что такого унаследовала Москва, нужно углубиться в историю и чуть больше узнать про первые два Рима.
Первый Рим - это понятное дело, тот самый Рим, про который думаешь, когда вспоминаешь о Римской империи. Долгое время Рим считался оплотом культуры и образования.
В 323 году после веков непризнания и преследований, официальной религией римлян становится христианство, заменив обширный пантеон римских богов на одного единого Бога. Таким образом, Рим на долгое время считался центром христианства в мире.
Но ни что не вечно, и в X веке Римская империя перестала существовать. Но такое огромное государство не исчезает бесследно, такое огромное государство оставило после себя наследника - империю Византийскую.
Именно она приютила христианство, а столица Византии, город Византий или же Константинополь, становится новой столицей мирового христианства, таким образом, Константинополь стал вторым Римом, приняв на себя роль главного культурного центра христианской религии и ее главного защитника.
Византийская империя просуществовала тысячу лет и окончательно пала в 1453 году под натиском турков-османов, которые захватили второй Рим - Константинополь.
Появление Третьего Рима
В 1472 году московский великий князь Иван III женился на наследнице византийской династии Софье Палеолог, связав, таким образом, Русь пусть и косвенно с великим наследием Византийской империи.
В это же время Московская элита начинает распространять по государству мнение о том, что именно Руси, под предводительством Москвы, уготовано великое будущее и чуть ли не роль мессии в будущем мира. Понятное дело, зачастую это говорилось лишь для того, чтобы укрепить свою власть.
В 1523-1524 годах известный старец, он же мудрец Филофей Псковский, в своём письме великому князю Московскому Василию III, формирует понятие третего Рима.
Согласно высказанной Филофеем концепцией, Москва должна принять на себя роль наследника Рима и Константинополя, и объявить на весь мир себя защитницей и оплотом православного христианства. Именно тогда и родилось понятие «Москва - третий Рим».
Здесь говорилось не сколько про политическую преемственность, сколько про саму религию, но во время высказывания этой мысли, Московское государство уже достаточно крепко стояло на ногах и обладало каким-никаким авторитетом в Европе. Религиозная преемственность от Рима должна была только укрепить этот авторитет.
Также помимо укрепления авторитета, подобное утверждение способствовало централизации власти на Руси вокруг Москвы и объединению вокруг Москвы православного населения государства, которому теперь в голову вкладывали мысль, что центром их религиозной жизни является столица их страны.
Ещё больший статус Москвы, как оплота христианства, был укреплён при Иване IV Грозном. Именно он стал первым правителем Руси, который поднял это выражение на щит своего правления и сделал утверждение «Москва - третий Рим» одним из главных девизов своей эпохи.
Но после смерти Ивана Грозного об этой преемственности на долгое время забыли и вспомнили лишь во второй половине XIX века, когда вновь ожили разговоры об исключительной роли России в судьбе мира, о чем часто можно услышать даже сейчас.
А также это выражение часто использовалось во время Холодной войны западными странами, которые хотели таким образом сказать о претензиях Москвы чуть ли не на мировое господство.
Хотя, как я уже раньше писал, изначально это выражение не носило под собой никакого политического подтекста и касалось исключительно религии.