«Не сдашь ЕГЭ – опозоришь себя, свою семью и учителей», – примерно это слышит огромный процент школьников на протяжении обучения. Окружающие зачастую морально давят на детей, не понимая, что так лишь усугубляют ситуацию. СМИ знают много историй, в которых ребёнок, не справившись с предэкзаменационным стрессом, решается покончить с собой. Но всё равно отношение взрослых к данной проблеме редко бывает серьёзным.
Как можно доказать взрослым, что стресс у одиннадцатиклассников – действительно серьёзная проблема, отрицать важность которой нельзя? По данным опроса портала «Дети Mail.ru», более половины родителей считают, что подростки не нуждаются в психологической помощи в предэкзаменационный период. Учителя же очень часто говорят, что у детей не получится сдать экзамены. Как ни странно, ни равнодушие родителей, ни душащие фразы учителей совершенно не помогают выпускникам и делают только хуже.
На период с конца мая по вторую половину июня (основной период сдачи ЕГЭ) приходится около 20% всех подростковых суицидов. Эти цифры должны показать старшим, что без их серьёзного отношения проблема высокого уровня стресса у одиннадцатиклассников вряд ли решится.
Мне кажется, что взрослые в этом плане не смогут понять выпускников, пока сами не окажутся на их месте. И у них есть эта возможность: Рособрнадзор ежегодно проводит акцию «ЕГЭ для родителей». Экзамен проходит абсолютно так же, как и у детей, поэтому родителям предстоит пережить те же эмоции, что и одиннадцатиклассникам. Возможно, после такого испытания взрослые осознают, насколько это трудно не только в плане знаний, но и в плане эмоций.
А что же делать выпускникам, которые уже столкнулись со стрессом и не знают, как с ним бороться? Я сама нахожусь в точно такой же ситуации: боюсь приближающихся экзаменов и тревожусь по поводу будущего. Из-за того, что мой уровень стресса очень высок, я решила найти действенные способы борьбы с ним.
Итак, из всех изученных мной методов наилучшими именно для выпускников школ я считаю два – физическую нагрузку и планирование.
Многим известно, что наличие физических нагрузок помогает человеку освободить мозг от ненужной информации. В 11 классе это как никогда важно. Для снижения уровня стресса достаточно даже часовой прогулки недалеко от дома. Пожертвовать временем, которое мы бы потратили на просмотр фотографий друзей в «Инстаграм» или видео в «ТикТок», конечно, сложно (знаю по себе), но уже скоро это принесёт первые плоды. Попробовав этот метод, я сама в этом убедилась. Из-за умственного отдыха, который приносят мне прогулки, моя работоспособность увеличилась, я стала меньше тревожиться, и мой сон стал гораздо лучше.
Второй способ– планирование. Когда мы видим список дел, которые нам необходимо выполнить, из головы исчезает весь беспорядок, случающийся обычно при большой нагрузке. Помимо этого, планирование однозначно понижает уровень стресса у выпускников, поскольку при правильном распределении времени даже остаётся свободное время, которое можно потратить на отдых (например, на те же прогулки на свежем воздухе) и во время которого можно не думать обо всех предстоящих делах. С планированием я познакомилась ещё в начале учебного года. Стоит отметить, что мы до сих пор состоим в дружеских отношениях! Составление плана помогает мне чувствовать, что держу всё под контролем и медленно иду к своим целям.
Итак, предэкзаменационный стресс в 11 классе действительно является серьёзной проблемой. Я очень надеюсь, что со временем к ней станут относиться намного серьёзнее, чем сейчас, а приведённые мной способы борьбы со стрессом помогут не только мне, но и моим сверстникам, которые тоже с ним столкнулись в этот трудный период.