Найти в Дзене
Иркмотор

Кругобайкалка спасла Россию. В жуткой местности эту дорогу строила тысяча итальянских эмигрантов

Оглавление

Я покажу вам этих людей. 130 лет назад они приехали в труднопроходимую Сибирь из солнечной средиземноморской Италии и возвели здесь даже по сегодняшним меркам стратегически важный для нашей страны объект. И настоящее чудо света.

Это уникальный памятник архитектуры и инженерии. И действительно весьма любопытная страница нашей истории – строительство Кругобайкальской железной дороги.
Это уникальный памятник архитектуры и инженерии. И действительно весьма любопытная страница нашей истории – строительство Кругобайкальской железной дороги.

Все же немного обидно звучит, но Кругобайкальскую железную дорогу (КБЖД) сейчас называют тупиковой веткой Восточно-Сибирской железной дороги. Но так, увы, повернулась история.

"Мост в 1 сажень и галерея на 12-й версте" - подпись к этому фото в фотоальбоме 1904 года
"Мост в 1 сажень и галерея на 12-й версте" - подпись к этому фото в фотоальбоме 1904 года

Сегодня КБЖД – уникальный памятник инженерной мысли и передовых технологий рубежа XIX-XX веко длиной 89 километров. Его возводили в непростое предвоенное время и в совершенно неприступных для человека и техники ландшафтах – крутые склоны, отвесные скалы, где сообщение между строящимися объектами и подвоз стройматериалов были возможны исключительно по воде.

Все ретрофото к этой статье взяты альбома царского Министерства путей сообщения, где и запечатлена сама стройка
Все ретрофото к этой статье взяты альбома царского Министерства путей сообщения, где и запечатлена сама стройка

Что получила Россия с запуском КБЖД?

Когда Кругобайкальская железная дорога вошла в полноценную эксплуатацию, Транссибирская магистраль полностью замкнулась. Благодаря этому Россия, несмотря на некоторое запоздание, догнала ведущие державы, получив длиннейшую трансконтинентальную железную дорогу.

"Разработка калотты тоннеля"
"Разработка калотты тоннеля"

Транссиб, соединенный Кругобайкальской железной дорогой, сильно помог с освоением и заселением малолюдных восточносибирских и забайкальских территорий. К примеру, поселенцы раньше ехали на восток, как африканские буры или американские колонисты на Диком Западе, в телегах и фургонах. По пути к новому месту жительства умирал каждый десятый взрослый.

После запуска железной дороги смертность упала до одного процента.

Люди активно пользовались новой возможностью. До Первой мировой в Сибирь успело переехать пять миллионов человек. Обрабатываемые земли региона расширились вдвое, а скотоводство подскочило аж в три раза. Сибирское масло, мясо и зерно теперь могли опираться на дешевую логистику и конкурировать как на зарубежных, так и на внутреннем рынке.

Успех был такой, что даже пришлось временно вводить Челябинский тарифный перелом для хлеба, искусственно увеличивавший цены на сибирское зерно - чтобы случайно не потрепать сельское хозяйство в европейской части России.

На строительство Транссиба Россия потратила громадную сумму - 850 миллионов рублей. Но окупилась она сторицей.

Транссиб, соединенный Кругобайкальской железной дорогой, сильно помог с освоением и заселением малолюдных территорий. До Первой мировой войны в Сибирь переехало пять миллионов человек. Обрабатываемые земли региона расширились вдвое, а скотоводство подскочило аж в три раза.
Транссиб, соединенный Кругобайкальской железной дорогой, сильно помог с освоением и заселением малолюдных территорий. До Первой мировой войны в Сибирь переехало пять миллионов человек. Обрабатываемые земли региона расширились вдвое, а скотоводство подскочило аж в три раза.

Самая длинная в мире железная дорога спасла страну в Великую Отечественную войну

По Транссибу эвакуировалась промышленность, шла продукция военных заводов, а также перебрасывались подкрепления с Дальнего Востока и из Сибири. Причем перебрасывались, что важно, с возможностью быстро вернуть их обратно в случае чего. Сам этот факт неплохо остужал горячие японские головы даже в самые тяжелые месяцы сорок первого года.

Туристический поезд с настоящим паровозом сегодня на Кругобайкальской железной дороге. Ретропоезда ходят по КБЖД в летний сезон. На станциях останавливаются на продолжительное время, чтобы пассажиры успели прогуляться и рассмотреть памятники
инженерного зодчества. Экскурсия на ретропоезде обойдется недешево – от 4000 рублей.
Туристический поезд с настоящим паровозом сегодня на Кругобайкальской железной дороге. Ретропоезда ходят по КБЖД в летний сезон. На станциях останавливаются на продолжительное время, чтобы пассажиры успели прогуляться и рассмотреть памятники инженерного зодчества. Экскурсия на ретропоезде обойдется недешево – от 4000 рублей.

Не пропала ее важность и сегодня - возможность быстро перебрасывать войска и снабжение через целый континент все еще невозможно переоценить.

Да и культурное значение дорога имеет немалое. Когда люди и товары могут активно перемещаться по самой большой в мире стране, это предотвращает или, по крайней мере, смягчает дробление на регионы с ярко выраженными отличиями - и формирует, наряду с другими средствами, единую политическую нацию.

Итальянские каменотесы считались одними из лучших в мире
Итальянские каменотесы считались одними из лучших в мире

Приключения итальянцев в Сибири

В 1890-е года, во времена строительства Транссиба, к нам в Сибирь приехало немало итальянцев, выходцев северо-восточной области Фриули, которые считались одними из лучших в мире каменотесов.

Конец 1880-х годов – время глобального обнищания северной Италии. Люди уходили на заработки, уезжали семьями, поскольку терять им было нечего. В те годы сокращение населения Италии за счет эмиграции достигло чудовищных размеров – в пятьдесят раз.

"Строительство галереи у тоннеля №5". Дорогу прокладывали в совершенно неприступных для человека и техники ландшафтах — крутые склоны, отвесные скалы, где сообщение между строящимися объектами и подвоз стройматериалов были возможны исключительно по воде
"Строительство галереи у тоннеля №5". Дорогу прокладывали в совершенно неприступных для человека и техники ландшафтах — крутые склоны, отвесные скалы, где сообщение между строящимися объектами и подвоз стройматериалов были возможны исключительно по воде

Вот по стечению этих обстоятельств на берегах Байкала зазвучала итальянская речь. Во время строительства Кругобайкальской железной дороги колония итальянцев насчитывала около тысячи человек.

Работали они в очень тяжелых условиях, жили в бараках. Когда рубили тоннели, постоянными спутниками итальянских каменотесов были динамит, камнепады и обвалы. Как результат - одинокие могилы вдоль железной дороги, которые можно обнаружить и сейчас.

Итальянцы отвечали за кладку на подпорных стенках и верхних сводах тоннелей. Трудились непрерывно, не требовали праздничных дней и водки. Жены каменотесов обычно жили вблизи строительных площадок, готовили еду, устраивали быт.

На строительстве итальянцы работали по договору, то есть были подрядчиками и субподрядчиками, поэтому уровень оплаты у них был выше, чем у русских рабочих. При выполнении одинаковых заданий ("уроков") итальянцы получали 4 рубля, тогда как русские только 1 рубль 50 копеек.

"Машинное бурение в тоннеле". В самом сложном положении оказалась разработка тоннелей. Большая часть тоннелей пробивалась ручным способом. Импортные электро- и пневмоперфораторы оказались малопроизводительными. Кроме того, в тяжелые условия строителей поставило и геологическое строение местности. Им пришлось считаться с огромным количеством продольных и поперечных трещин в горных породах, некоторые тоннели вести через скрытые обвалы с громадными щелями.
"Машинное бурение в тоннеле". В самом сложном положении оказалась разработка тоннелей. Большая часть тоннелей пробивалась ручным способом. Импортные электро- и пневмоперфораторы оказались малопроизводительными. Кроме того, в тяжелые условия строителей поставило и геологическое строение местности. Им пришлось считаться с огромным количеством продольных и поперечных трещин в горных породах, некоторые тоннели вести через скрытые обвалы с громадными щелями.

Для сравнения: к примеру, на сибирских приисках прожиточный минимум взрослого мужчины, который не желал отказывать себе в чем-либо, не превышал 90 копеек.

Семейные тратили намного больше, но даже при дополнительных расходах 4 рубля считались вполне приличной суммой.

Тем более, выходцы с Аппенинского полуострова работали без праздников, выходных, не пили.

Однако последнее обстоятельство – это не особенность характера, а скорее специфика пребывания иностранцев в России. Ведь один неверный поступок, и можно было оказаться выдворенным за пределы той страны, где иностранному строителю платили на два с половиной раза больше, чем местному.

-13

В свободное время итальянцы учили русский язык, неженатые знакомились с местными девушками, устраивали шумные «макаронные» вечера.

1905 год поставил точку на праве пребывания итальянцев на железной дороге.

Началась Русско-японская война, и всех иностранцев удалили со стратегического объекта.

Но по существу дома, в Италии, их никто не ждал. И часть итальянских рабочих пожелала остаться в России: они здесь женились, растили детей и устраивали новую для себя жизнь, замысловато поворачия собственную судьбу. Немало итальянцев осталось в Иркутске, где они также массово ассимилировались.

Малая Шумихинская галерея со знаменитой Итальянской подпорной стенкой. Проект стены разрабатывал итальянец Феррари. Это одно из самых потрясающих сооружений на
КБЖД.
Малая Шумихинская галерея со знаменитой Итальянской подпорной стенкой. Проект стены разрабатывал итальянец Феррари. Это одно из самых потрясающих сооружений на КБЖД.

Итальянское землячество в Иркутске существовало до конца 1930-х годов.

В ноябре 1937 года для итальянского землячества наступили черные времена

О судьбе итальянцев в Восточной Сибири в своей книге «В поисках Минизини» рассказывает исследователь Эльвира Каменщикова:

"За несколько месяцев их предупредили: они будут высланы за пределы Советского Союза к месту постоянного проживания, то есть в Италию. Но многие из членов семей итальянцев никогда в Италии не были, ведь родились они в России... Жены и дети, родившиеся в браке, даже на итальянском языке не говорили".

Так многие иркутские итальянцы и члены их семей накануне войны оказались высланы в фашистскую Италию…

#история #интересные места #путешествия #КБЖД #Кругобайкалка

Друзья, как вам этот экскурс в историю? Если понравился, - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ и ставьте ЛАЙКИ. Этим вы поддержите наш канал и не пропустите следующие публикации

А еще вас могут заинтересовать эти публикации нашего канала (жми на заголовки):

-16
-17