Найти тему

Нью-эдалт — особенности нового направления в литературе

Оглавление

Эта статья посвящена одному из самых новых направлений в современной литературе. У нас в России оно стало известно совсем недавно, и его жанровые особенности ещё не оформились. Точнее, подобная литература была и раньше, только авторы не знали, что они пишут нью-эдалт. Да и сейчас у этого направления очень зыбкие границы.

Янг-эдалт и нью-эдалт — в чём их различие

Думаю, сходство с термином янг-эдалт (young adult) вы уже заметили. На своём канале я рассказывала об этой молодёжной литературе. Кто не читал, может подробнее познакомиться со статьёй, пройдя по ссылке.

Young adult переводится, как «молодые взрослые», а у нас это направление часто называют подростковой литературой, что не совсем верно. В Западной Европе и в США возраст целевой аудитории янг-эдалта определяют довольно широко — 12–18 лет. В отечественной традиции это два разных возрастных периода: 12–15 лет — подростки с их пубертатными проблемами и кризисом взросления, и 16–18 лет — ранняя юность с проблемами выбора профессии, первой любовью и стремлением к самостоятельности. Проблемы разные и литература, которую читают эти категории молодёжи, тоже разная.

Но тем не менее янг-эдалт прижился и у нас. Только это не жанр, а возрастное направление литературы, в которой поднимаются проблемы взросления, первой любви, конфликта с родителями и т. д. Литература янг-эдалт может быть как реалистическая, так и фантастическая, историческая, жанра фэнтези и т. д.

Нью-эдалт — это тоже не жанр, а направление в литературе, однако у него больше выражены именно жанровые особенности. Об этом чуть ниже. Переводится new adult как «новые взрослые», точнее, «новая взрослая литература». Она рассчитана на читательскую аудиторию возраста 18–30 лет. Нельзя сказать, что для людей этого возраста никогда ничего не писали. Дело тут в другом.

Термин new adult fiction появился ещё в 2009 году по предложению издательства США St. Martin's Press. Оно считало необходимым выделить отдельную нишу для молодёжной, но достаточно взрослой литературы. Как было сказано в обращении этого издательства, подобное разграничение позволит и читателям, и родителям подростков чётко понимать, что они могут найти в книге. А книжные магазины, в свою очередь, смогут тоже разграничить два вида молодёжной литературы, отведя отдельную «полку» для более взрослых книг.

-2

Как считают издатели, появление скандально известного романа «Пятьдесят оттенков серого» Э. Джеймс, с одной стороны, породило всплеск интереса к подобной литературе, а с другой, привело к мысли о необходимости вывести её за рамки янг-эдалт, хоть героиня этого романа и учится в колледже. Правда, надо отдать должное современным авторам, сейчас литература нью-эдалт более разнообразной тематики.

Издательство St. Martin's Press, ставшее лидером в издании литературы нью-эдалт в качестве примера называет таких авторов, как Джемма Берджесс, Кэти Эванс, Эбби Глайнс. К наиболее известным у нашей аудитории авторам также можно отнести Сару Дж. Маас «Королевство шипов и роз», «Стеклянный трон», Дженнифер Л. Арментроут «Из крови и пепла», а также книги Холли Блэк и Джей Кристофф.

О чём книги нью-эдалт

В первую очередь, это литература, которая освещает проблемы молодого возраста: вступление в самостоятельную жизнь, поиск своего места в мире, самореализацию, коллизии в личной жизни, и, конечно, любовь, которая в этом возрасте занимает важное место. Причём это далеко не платоническая первая любовь, поэтому издатели на книги этого направления часто ставят маркировку 18+.

В книгах нью-эдалт действительно много откровенных любовных сцен, секса и непростых отношений, в которых «стекла» не меньше, чем страсти. Потому что люди, вступающие в отношения, достаточно взрослые и часто уже состоявшиеся. Они стремятся доказать свою независимость, самодостаточность. Они борются за свою свободу, даже жертвуя при этом любовью.

-3

Вы можете сказать, что я веду речь о современных любовных романах, а не о каком-то новом направлении. И отчасти будете правы.

Но, во-первых, нью-эдалт пишут в основном женщины, причём, в большинстве принадлежащие к этой же возрастной категории. И писательницы, естественно, обращают внимание на те проблемы, что актуальны и для них самих, и для их читательской аудитории. А для женщин 20–30 лет личная жизнь и отношения с мужчиной очень важны, а часто и первостепенны.

Почему нью-эдалт не пишут мужчины? Не знаю. Ведь проблем у них в этом возрасте не меньше: это и карьера, и путь к успеху, и самореализация, и предательство друзей. Да и личная жизнь, создание семьи тоже имеют значение.

Во-вторых, нью-эдалт — это не только любовный роман, к этому направлению можно отнести произведение любого жанра. Нужно только, чтобы оно соответствовало определённым характеристикам:

  • отражение наиболее острых проблем молодых людей возраста 18–30 лет;
  • наличие непростых отношений между мужчиной и женщиной («стекло», «от ненависти до любви», конфликт статусов и т. д.)
  • сильные герои и героини, отстаивающие свою независимость и место в мире, способные самостоятельно справиться с серьёзными проблемами;
  • возможно изображение откровенных сексуальных сцен и сцен насилия;
  • допускается разнообразная, в том числе жаргонная и нецензурная лексика.

Эти особенности делают нью-эдалт популярной, но преимущественно сетевой или самиздатовской литературой. Причём это касается не только реалий России. Как отмечают СМИ, и в Европе, и в США литература этого направления редко издаётся в крупных издательствах, чаще авторы делают это на свои деньги или размещают электронные версии.

С обложки книги Антонины Крейн "Академия буря" (цикл "Шолох").
С обложки книги Антонины Крейн "Академия буря" (цикл "Шолох").

Издательства отпугивает описание чересчур откровенных постельных сцены. Хотя степень откровенности в книгах разная. Находятся авторы, способные описать страсть и нежность без натурализма, а ссору без мата.

И не стоит считать, что жёсткая эротика в этих книгах главное. Главное в них — очень непростые отношения, душевные драмы, трагедии и преодоление себя. Да-да. Вы тоже подумали об «Анне Карениной» Л. Толстого и драме «Гроза» Н. Островского? Для XIX века эти произведения не менее провокационные, чем сейчас книги нью-эдалт. Причём написанные мужчинами. Правда, столь плохой конец современные поклонники нью-эдалт не оценят.

"Young Adult-литература: особенности, проблемы, целевая аудитория"