Найти тему
Деловая среда

Эмоциональный интеллект: как наконец понять себя, покупателей и коллег?

Оглавление

Гибкость, принятие себя и окружающих (например, сотрудников) — те качества, которые нужны каждому предпринимателю для успеха в бизнесе. Необходимо развивать их не только для себя, но и для улучшения коммуникации в команде.

Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект

Оформив подписку "Премиум", вы сможете узнать о том, как настроить благоприятный климат в вашем бизнесе. Первые 14 дней - бесплатно!

Эмоции, интеллект...что это значит?

Эмоциональный интеллект — умение взаимодействовать с собой и другими, направлять свои чувства в лучшую сторону, принимать здравые решения. Подумайте: есть ли среди вашего окружения человек, который как будто «читает» вас и эмоциональные сигналы? Скорее всего, у него есть этот навык.

Мы подготовили для вас конкретные способы, как повысить качество осознанности, договориться со своим сознанием и наладить отношения в команде, повлиять на работников.

Как усилить эмоциональный интеллект?

Как усилить эмоциональный интеллект
Как усилить эмоциональный интеллект

Говорите себе, что вы чувствуете конкретно

Опыты в нейробиологии привели к следующему результату: эмоции можно «утихомирить» через осознанность — давать конкретное название чувствам. Когда вы понимаете, что с вами происходит, то интенсивность снижается, повышается способность критически мыслить в стрессовой ситуации.

Вы — это не ваша эмоция

В первом пункте мы посоветовали называть чувство, а теперь рекомендуем вам делать это в 3-м лице. Да, кажется нелепым, но это работает! Если вы не можете думать рационально от переизбытка чувств, скажите себе: «(Ваше имя) злится». Разумеется, вы имеете право говорить «я злюсь», но в критической ситуации важно отвлечь свой мозг и снизить важность происходящего.

Если вам такой вариант не подходит, то можете попробовать следующий формат: «Я чувствую микс эмоций, одна из них — негодование». После произнесения подобных фраз вы сможете быстрее прийти к комфортному состоянию. Но не обесценивайте происходящее: эмоции показывают вам, что что-то вас не устраивает. На биологическом уровне мы испытываем это, чтобы решать проблемы. И это нормально!

Перестаньте давать оценку

Не обосновывайте причину того, что испытали. Например, не нужно себе говорить: «я это чувствую, так как меня обидел мой парень». Это повысит интенсивность чувств, а нам нужно привести к снижению. Вдох, выдох. Глубоко дышите и проговорите: «Да, я испытываю грусть».

Изучите разновидности чувств

Мы — не роботы, и мало того, что способны испытывать эмоции, так ещё и не одну. Периодами сложно распознать, что происходит «на душе», поэтому рекомендуем вам найти в браузере картинку с эмоциями. Пользуйтесь ей, смотрите в неё, когда не можете понять себя.

Это не только успокоит вас, но и приведёт к новым выводам в других сферах жизни. Например, грусть говорит о том, что вы потеряли то, что ценно. А ведь это означает, что теперь вы знаете, что хотите от жизни!

«Где у меня в теле находится?»

И да, это вопрос про эмоцию. Стрессовые ситуации приводят к перенапряжению тела, проявлению неприятных физических симптомов — спазмов, болей в груди и тд. Научно доказано, что любое наше чувство (особенно, сильное) отражается где-то в нашем организме.

Подумайте: где конкретно вы ощущаете, например, тревогу? Грудь? Лоб? Что конкретно ощущаете?

Осознайте свои триггеры

Задайте себе вопрос: «Я испытываю эту эмоцию, а что же произошло до неё? Какое событие?». Возможно, чьи-то слова, поступки влияют на вас. Определите, что влияет конкретно на состояние.

Это поможет отрезвить эмоциональное состояние и более четко сфокусироваться на главной, предшествующей проблеме.

Практические рекомендации

Рекомендации
Рекомендации

«Красный, желтый, зелёный»

Вы не ослышались, та самая игра из детства «Светофор», но в другом контексте. Обязательно воспользуйтесь ей, если чувствуете чрезмерно сильную эмоцию. Это упражнение подходит и детям, и взрослым; меняет реакцию на ситуацию.

  • Первый шаг: какое событие, к которому вы расположены негативно?
  • Второй шаг: красный. Stop. Остановитесь.
  • Третий шаг: желтый. Какая проблема? Дайте ей название, описание, пропишите свои чувства, где вы ощущаете это в теле. Дайте себе время найти здравое решение, как лучше реагировать.
  • Четвёртый и последний шаг: зелёный. Спокойствие. И возможность выбора. Теперь вы готовы к тому, чтобы действовать дальше.

Развивайте медитативный опыт

Существует миф о том, что медитации — это только экзотерические практики. Это не так, медитации делают человека внимательнее, расслабляют, концентрируют на том, что происходит сейчас. Безоценочно.

Вы можете это делать в любом месте, где вам удобно. Прекратите держать подавленные эмоции в себе!

Прописывайте то, чему благодарны

Даже если у вас «плохой» день, настроение утром — сделайте дневник благодарности и регулярно записывайте, как минимум, 5 вещей (лучше около 10). Не всегда в жизни идёт по плану в нашей голове, и это упражнение увеличит навык гибкости к жизни.

Можете прописать «спасибо» себе, людям, явлениям, чему угодно. Хоть чашке кофе.

Анализ дня по чувствам

Помните, как в детстве в школе/детском саду нужно было отмечать своё настроение? Возвращаемся к этому же, ведь это стимулирует развитие эмоционального интеллекта. Заведите тетрадь (или заметки в телефоне) и прописывайте туда все эмоции, которые испытываете за день.

Спустя время сможете увидеть взаимосвязи, увидеть перепады настроения и найти причины.

Улучшаем коммуникации в бизнесе:

Коммуникации в бизнесе
Коммуникации в бизнесе

Данные практики помогут руководителям не только в общении с командой. Можно применить при необходимости с клиентами, партнёрами и тд.

«Что испытывает этот человек?

Инструкция по методу: смотрите, например, на сотрудника и пытаетесь понять, что он чувствует. Причём не только 1 эмоцию, а целый диапазон (несколько чувств). Сложнее? Конечно. Но именно таким способом вы сможете «проникнуться» к команде и сделать атмосферу в коллективе теплее.

Сходите в кофейню с работником

Да, именно так! Внесите в расписание встречи с людьми из коллектива и расспросите их искренне о жизни. Причём не только о рабочих процессах. Скорее всего, сотрудник вам откроется с новой стороны, и после встречи лояльность к вам усилится.

Слушайте друг друга

Запланируйте оффлайн и онлайн-встречи с командой для усиления эмпатии. Пусть коллеги поделятся на пары. Каждый человек около пятнадцати минут делится происходящим перед другим сотрудником. Никаких комментариев и ответов, максимум — вопросы.

Через 30 дней коллектив сблизится, будет больше понимания в команде. Сделайте анализ вместе, что нового испытали, узнали.

Повесьте дневник настроения

Тот самый, о котором мы говорили в практиках. Разделите на 3 части: утреннее время, дневное, вечернее. Можете сделать стикеры и выделить 6-8 эмоций, из которых каждый сотрудник будет выбирать. Впоследствии вы подведёте итоги.

Организуйте страничку онлайн-благодарности

Выберите сайт/приложение (например, Trello, Notion) и сделайте там электронный дневник для сотрудников. Например, каждый может писать 1 вещь, которой он благодарен сегодня. Особенно эффективно, если писать это про рабочие процессы! Формирует положительные установки команды о компании.

Читайте также:

  • Франшиза: за и против
  • Начинаете бизнес? Не повторяйте эти ошибки!
  • Как правильно разработать УТП (уникальное торговое предложение)?
  • Тестировать или начать сразу? Коротко о MVP

Пользуйтесь данными практиками, понимайте себя и людей вокруг (и в бизнесе тоже). Успешного развития!

#финансы #полезные советы #деньги