Найти в Дзене
Край Смоленский

"БАБЬИ ПРАЗДНИКИ" КРЕСТЬЯНОК. "- Пущай бесятся, – говорят мужики. – Теперь ихний праздник... бабья воля..."

На фото крестьянка Дорогобужского уезда. 1928 г.
На фото крестьянка Дорогобужского уезда. 1928 г.

8 марта – Международный женский день, или просто праздник всех женщин. Такое упрощенное, по сути, чисто гендерное понимание праздника донельзя упростило смысловое наполнение этого праздничного дня. А что же в старину? Оказывается, у крестьянок Смоленщины в году был не один, а несколько сугубо женских праздничных дней, или как их тогда называли «бабьих праздников».
Приведу обширные фрагменты из очерка Н. Михайлова
«Бабьи праздники» (1888 год), который в полном виде вышел в тематическом номере журнала «Край Смоленский», посвященном этнографии.



«У нас по деревням праздники разные бывают: есть праздники, так сказать, общие, которые празднуются всеми вообще – и мужиками, и бабами, и ребятишками, а есть праздники и другого рода – праздники одного какого-нибудь пола, мужские, или, как у нас говорят, «мужчинские» и бабьи. Хотя это, может быть, для многих читателей, не посвященных в тайны нашей деревенской жизни, и покажется несколько странным, тем не менее, это так, праздник мужчинский у нас идет в особицу, праздник бабий в особицу. Так исстари повелося; не нами, говорят, началось, не нами и кончится.
Праздники мужчинские от бабьих отличаются как по форме, так и по существу. Мужчинские праздники по своему характеру все принадлежат к числу праздников сельскохозяйственных и приурочены к крестьянской работе: мужик празднует перед началом работы или уже покончивши с нею. Нередко оттого даже сам праздник носит название по работе. Так, у мужиков в нашем краю есть праздник
засевки – пред началом посева озимого, что бывает тотчас после Успеньева дня. Правда, есть и у женщин один такой праздник с характером сельскохозяйственным (обжинки), но у женщин такой праздник только один, между тем как у мужчин все праздники носят именно такую земельную окраску.

Затем праздники мужские празднуются очень уж просто, без всяких обрядов и «видимостей», состоят они исключительно в одном водкопитии и ничегонеделании, между тем как праздники бабьи представляют со своей формальной стороны весьма большой интерес для всякого постороннего наблюдателя, потому что они изобилуют всякими «видимостями», от которых так и веет самой седой стариной, темными временами язычества, когда наши предки, по выражению летописца, «яко звери в лесе живяху», и не знали еще ни водки, ни разных иных благих даров культуры.

Как в одежде, так и в этом отношении в своих праздниках баба лучше мужчин уберегла старину, пронеся ее во многих случаях в неприкосновенном, сохранном виде чрез всю тысячелетнюю историю.
Замечательно, что женских праздников гораздо больше, чем мужских, по крайней мере, в тех местностях, которые нам лично хорошо известны. Думаем, однако, что это явление не частного порядка и не случайное, а имеет общее значение и наблюдается, вероятно, всюду, где только сохранились еще обычаи старины, где еще возможно провести грани между мужскими и бабьими празднествами. Проистекает оно из того же, только что указанного нами обстоятельства – из большей консервативности бабы сравнительно с мужчиной, большей преданности ее родной старине, тому что «не нами начато».

Первый женский праздник в году и чуть ли не самый важный – это воскресенье четвертой недели после Пасхи, воскресенье Жен Мироносиц. Несмотря на свою, по-видимому, христианскую окраску, праздник этот, по всей вероятности, подобно многим другим, ведет свое начало от времен языческих, от глубокой древности. Этот праздник, как нам кажется, скорее всего есть старинный праздник встречи весны. Но отчего он преобразился в специально женской, бабий праздник, отчего в празднестве не принимают участия молодые парни – сказать трудно.
Справляется этот праздник таким образом. В воскресенье, посвященное памяти Жен Мироносиц, каждая женщина старается побывать в церкви за обедней. После службы женщинами заказывается один общий молебен, причем плата дается духовенству не деньгами, а яйцами, с которыми нарочно и являются бабы в церковь. Иногда некоторые бабы платят льном, но это бывает редко. Впрочем, в селениях более промышленных, ближайших к городам бабы начинают платить уже деньгами. Но вдали от городов и железных дорог, где нравы сохранились в большей чистоте и неприкосновенности, как, напр[имер], в Краснинском и других уездах, этот обычай имеет силу непреложного закона.
После молебна бабы расходятся по домам, обедают и ложатся отдохнуть на часочек. Только уже после этого начинается самое празднество.
В Рославльском уезде для этого бабы сходятся где-нибудь на выгоне, за деревней. Здесь раскладывается огонь и жарится общая яичница, для которой каждая баба обязательно приносит несколько яиц из дома. Здесь же, конечно, бывает и неизбежная водка, купленная также на общие деньги, в складчину. Бабы пьют водку, закусывают яичницей и во все горло распевают так называемые «весенние песни». Под вечер, в разгар пирушки, бабы поднимают невообразимый крик, нередко даже драку, но ни один мужчина обыкновенно не считает себя вправе восстановлять среди них порядок.
– Пущай бесятся, – говорят мужики. – Теперь ихний праздник... бабья воля...
…Второй затем бабий праздник –
Троицын день. В этот день молодежь женского пола отправляется в лес «завивать венки». В лесу, и при том непременно в березовом, по возможности поближе к воде, отыскиваются три стоящие вблизи одно от другого дерева. Самыми удобными деревьями считаются для этого береза, дуб и рябина; за неимением же рябины и дуба выбираются три березки, но никогда не ольха и не елка. Эти три деревца опоясываются тесемкою и на них навешиваются платки. Затем начинают вокруг этих деревьев водить хоровод, причем распеваются особые «троицкие песни»…
…Семик – так называется четверг на седьмой неделе после Пасхи, праздник также исключительно женский, но он уже почти повсеместно по нашей губернии отжил свой век и превратился просто в «родительский четверг», т.е. в день, когда производится поминовение «родителей», усопших. Значение его, как древнего «русальего» праздника, сохранилось лишь в очень немногих деревнях крайней, западной части Смоленской губернии – в уездах Поречском и Краснинском.
В этот день после обеда женщины и девушки отправляются на гульбу в ближайший лес. При этом девушки украшают свои головы древесными листьями; причем особенное предпочтение отдается почему-то листьям черной смородины. Бабы захватывают с собою в лес яйца, сковороды и водку. Сначала забавляются песнями и пляской. Потом жарят яичницу и пьют водку. К вечеру вся компания разбредается по лесу, идет постоянное ауканье, слышен со всех сторон смех, визг, песни. В лесу в это время появляются обыкновенно парни, попадавшие сюда, разумеется, совершенно случайно. К смеху и визгу присоединяются звуки поцелуев. Наконец, все это замирает и как будто тонет в таинственном полумраке теплого и мягкого, чарующего весеннего вечера…
Возвращаются с гулянья только поздно вечером, когда звезды ярко загорятся на небе и вечерняя заря совсем потухнет и скроется с горизонта…
…К женским праздникам принадлежат также и
дожинки – день, в который жницы дожинают свое поле, кончают свою страду.
Кончая работу на поле, каждая жница оставляет несжатыми несколько колосьев – «Илье на бороду», как говорят у нас. Из последнего нажатаго снопа в Смоленском и Ельнинском уездах делают обыкновенно венки, которые затем кладутся за иконами и сохраняются целый год до следующей жатвы…
…Последний бабий праздник – это день
Рождения Пресв[ятой] Богородицы, 8 сентября. Праздник этот, по-видимому, появился вопреки предыдущим, чисто языческого характера, на почве христианской. В этот день бабы заказывают в церкви после обедни общий молебен. Плата за молебен производится обыкновенно не деньгами, а яйцами или льном, что имеет не экономическое, а скорее, как это можно видеть из объяснений самих крестьян, символическое значение. После обеда, как и в воскресенье недели Жен Мироносиц, бабы ходят одна к другой угощаться. Но здесь уже первое место среди угощения играет не яичница, а мясные кушанья».


Источник: Михайлов Н. Бабьи праздники (Экскурсия в область этнографии) // Смоленский вестник. 1888. 27 мая. №62. С. 2-3.; официальная группа научно-популярного журнала "Край Смоленский" https://vk.com/kraismol

Автор: Юрий Шорин

Не стесняйтесь подписываться на канал «Край Смоленский». Обещаем вам много интересных и достоверных исторических материалов.

Если материал вам понравился, не забудьте поставить дружеский лайк.

#край смоленский #история 19 века #исторические факты #интересно