Мещёрские травознаи(из рассказов Кирсановой Натальи Ивановны.с.Борок, Рязанская область
Сколь давно травознайство зародилось у народа нашего - сказать не берусь, только,думаю,было это не сто и не пятьсот лет назад, а поболе того: издревле предки наши по лесам жили, оттого гожесть каждой травы знали. Как говорится в присказке: Деды наши в лесу родились,на пень молились,допьяна напивались росой,а от хвори лечились травой… А трав-то в наших краях великое множество…Только снег сойдет- тут же разные былиночки да цветочки появляются, теплу радуются. Ну а уж когда прийдет матушка Троица- земля именинница украшается разнотравьями, пестроцветьем убирается, словно невеста на выданье, хочет красотой своей перед людьми похвастать…Где только можно распускаются цветы и такой аромат тогда стоит над Русью,-аж голова кругом.!!! Тут самая работа начинается для травознаев. Вообще,травознай-человек особенный,сродни колдуньям да ведьмам: видит он самые сокровенные тайны травяные, знает,когда каку травинку применить.чтобы польза была людям. Не брезговали травознаи и словом заветным лечить-заговорами да молитвами…Постигать травные секреты начинали сызмальства, да и то добрым знаком считалось увидеть чудный сон.Вот мне, почитай, годков пять было, как снится мне, что иду я это дорогой,вокруг то ли лес,то ли сад какой.цветов много.а навстречу идет Божья Мать.И в руках у ней цветок,да такой красивый,такой душистай.Вот она ко мне так подошла,ласково улыбается,цветок-та.Мне протягивает и говорит: «красиво тут?» -Я ей : : «очень».А она цветок все протягиват и ласково говорит: «возьми…я тебя научу цветочки понимать и травки…Слышишь,как они говорят?» Я слушаю: мама моя!-а и правда говорят! Тихонечко так переговариваются. Я ей говорю: « Матушка Божья(это я ее во сне так назвала) а как же я научуся-та» А она мене руку ласково на голову положила: « пойдем со мной,я тебя научу» Я как сон-то рассказала- стали мать с бабкою моею ахать да охать,а на селе бабка Фрося у нас травами все лечила.И вот она меня с собой возьмет,в лес там,в поле…и все показывала,кака травка какая,как ее брать.
Вот ,бывалочи.идем с ней по дороге. А она рассказывает,что листочки ,цветочки да семена лучше всего брать тогда.когдалуна на росте.А вот корни- когда луна на убыль пойдет.А когда идешь по травы,чистоту блюсти надо: раньше-то обязательно мылись.одежду чисту одевали,а собирались травушки только босиком…В стародавних травных зелейных наставлениях ( были такие книги на Руси нашей)говорилось,что траву сбирающий целый три дня должнен был не гневаться,зельев хмельных не пить и вообще быть покладистым и добрым.
Ну хорошо,выдержала,скажем,все, что предписано. С вечера собираться начинаешь. Нож,кольцо там берешь,нитку шерстяную красную…До зари встаешь,на восточну строну поклонишься трижды и помолишься перед иконой Божией матери:« Матерь Божия,Заступница и Утешительница,по дорогам земным Водительница!Помилуй мя грешную и недостойную,очисти душу мою от зависти и корысти,от злобы и ненависти,от коварства и помыслов злых,от двунадесяти грехов.Благослави,Мати Божия Заступница и Утешительница в путь-дорогу.Не за златом и серебром,не за мирским добром –сбираюсь я в путь неблизкий,путь дальний:из дверей в двери из ворот в ворота,под утрешней зарей,полуночной звездой,мимо птичьего крика,мимо звериного рыка.И сохрани,Матерь Божия,Заступница и Утешительница,по дорогам земным Водительница,от бесовых прелестей,человечих напастей.»Но это еще не все. На край стола кладешь ломоть хлеба солью посыпанный,да и приглашаешь всех чистых помочь в дороге:« Благословите Старшие в путь-дороженьку дальнюю.Не сама иду-ведуть мене мати Ангия,мати Вирия,матиАзария,а мати Пятница путь кажет.А справа от меня- свят огонь,слева от меня-свят вода,позади- камянна стрела…»Оно и понятно: нечистики-то того только и ждут,чтобы любыми средствами напакостить люду православному.Вот ты смеешься,а между тем идешь за травой,а какая-нибудь анчутка изловчится,да и плюнет в короб-то.Тогда вся трава что соберешь да в короб положишь,мертвой станет,бесполезной.За околицей настоящий рай. В небе-заря птицею над облаками вьется,крылья огненны раскинула- солнышко оберегает.Ветер рассветный, игручий- ну точно котенок -норовит боднуть: приласкаться…
И такая тогда радость в сердце рождается,такой восторг.Смотришь на мир Божий и умиляешься,до чего же все красиво устроено.,Так и доходишь до нужного места.Поклонишься на три стороны,да скажешь:«Свята мати Земля! Ты всем травам мати,древам мати!Родишь ты их по божьему разумению.Помилуи мя, грешную рабу,благослови, мати, от земли травы сбирати.От Бога зелие, от земли корение»Это так приговаривали когда обычную траву брать шли,но а когда особо сильную- плакун-траву там или сорокоприточник –таволгу по-другому- так говорили и по эдак: «На море-кияне, на острове Кургане,где люди не ходють,птицы не летають,звери не пробегаютьрастеть бяреза-коряканиста,о сту ветвей,о триста сучков;сидить на березе птица Ворон - железный нос, булатный коготь; Смотрит птица Ворон на четыре стороны,на три зари.Под тои бярезой синь-свят-алатырь камень лежить,с под него студен-ключ бежить.На камне том Матерь Божия стояла,цвяты собирала,слезой умывала,слова говорила:«Напасти да болести,печали да хворости,от человека лихого,помысла злого,из чистого поля, из зелёной дубровы, -падите на бярезу -коряканисту, в железный клюв птице Ворону.»Святая Мати Божия,Предвечная Земля-Мати,благословите меня твои травы сбирати!Не похоти ради,не по дурным помыслам,а для дела богоугодного,лечебного».
Прочтешь,опять поклонишься,а для вежества хлебушка с сольцой на бугорочек положешь .Теперь уже можно и травы собирать. Перед каждой травкой колени-то преклонишь,назовешь поимени: «Трава божия зверобой именем.Дозволь взять тебя не похоти ради,а ради дела богоугодного,лечебного».После этого ножом посолонь прочерчиваешь на земле вокруг кустика травы круг. Или кольцо на красную нитку привяжешь.да тоже вот-так вот обведешь .Вот только после этого и можнобыло начинать траву-то рвать. И пока рвешь«Отче наш»или «Днесь спасению нашему начаток» читаешь. А лучше всего – особою молитовку,Богородичную:Уж ты, Матушка Мария, Причюдная Дева Пресвятая, Да где ты начевала? – Да в Божьёй церкве на пристоле, Какой мине сон страшной присни́лса, Да будто я сына спородила. Во Крещенье ево крестила, Пеленой я пеленала, Как на море, на окиане. На острове Буяне Вырос крест купорос. На этом кресте жиды Христа распинали, Руки-ноги ему гвоздями прибивали,Сердце копьем пробивали.Из тех ран ХристовыхКровь ключом биеть.Кровь ты кровь Христова,кровь свята-безгрешная,Напои травы земные смой грехи человечии-Побегла кровь Христова ручьем-рякой,напоила травы земные,смыла грехи человечьиТравы земные напились,кровью святою умылися,от грехов человечих очистилися.Кто ту траву с молитвою береть- от 12 болезней избавлен будеть…»Ох,забыла сказать,что когда собираешь траву, то спиной к солнцу надо встать,а стебли травяные срываешь, или ножом срезаешь не просто так,а пронимаешь кажную или через кольцо серебряное,или через красной шерсти нитяную петлю. А некоторые –через березовое дупло. Как его делали? Да берешь срезанный с березы кусочек коры с дуплом- чтобы дырка была. Вот через эту дырку и пронимаешь травину… Не всю траву собираешь подряд. Из куста можно выбрать 1-3 веточки с наклонностью на свою тень. Как насбираешь травы сколько нужно,опять из короба достаешь ломоть хлеба и его под травку или в ямку положишь,спасибо траве скажешь.да добавишь:«Прими угощение от меня,сестры молодшай Наталии, прими на здравие доброе,не прогневайся»- и пошла домой.Идешь.а на душе-то радостно.точно в церкви побывала.И устатку никакого нет! Вот оно как с заветами прадедовыми-то!
А прийдешь домой- добытую траву надо для просушки расположить.Вяжешь пучочки.а потом их либо в сенях либо даже на чердак развешиваешь. Ведь от правильной сушки ох многое зависит! И опять же, прежде чем устроить сушку,задобришь,бывало,домового,чтобы за травой приглядывал,да нечистикам недавал возможности нахулиганить.…Высохнет травушка,так ее перевешиваешь в сени или в избу- опять таки,где какую хранить лучше- и пользуешься по мере надобности…
Вот как в стародавние-то года траву собирали-с уважением,по обычаям предков…А нынче?Это что за целители? В лес идет-не поклонится,в поле ступает-не помолится. Наматерится, нажрется -грязный, нечесанный идет за травами…Как сено накосит,побросает…кипятком залил- пей…Нету самого главного,без чего Травушка не добро дает, а непотребство одно: нету Святости.
Составители А.Н и А.П.Гавриловы.
#Команда_поиска_НАШли
Заповедье
Яндекс Дзэн
#чтокчему #Шилово #Мещера